К вечеру понедельника Центризбирком Украины отреагировал на начавшуюся утром у его здания на площади Леси Украинки акцию оппозиционных партий. ЦИК признал, что в 5 из 225 одномандатных округов невозможно достоверно установить итоги голосования, а потому придется проводить повторные выборы.
Несанкционированный митинг протеста против фальсификаций в ходе подведения итогов выборов в Верховную раду у здания ЦИК, организованный оппозиционными партиями — «Батькивщиной», «УДАРом» Виталия Кличко и националистической «Свободой», начался утром в понедельник. Несмотря на призывы властей разойтись, соблюдая запрет суда на проведение массовых мероприятий до официального подведения итогов выборов (12 ноября), на площади до сих пор остаются люди, а лидер «Свободы» Олег Тягнибок пообещал сделать протест бессрочным. Глава объединенной оппозиции «Батькивщина» Арсений Яценюк, отвечая на упреки властей в незаконности митинга, назвал происходящее у ЦИКа «встречей народных депутатов с избирателями».
Возмущение оппозиции вызвали обнародованные ЦИК Украины итоги выборов. Центризбирком практически завершил подсчет голосов, отданных на минувших парламентских выборах: по состоянию на утро понедельника на сайте ЦИК не хватало данных лишь от 0,06% участков. С завершением подсчета расклад предпочтений стал близок к тому, что прогнозировали экзит-полы. Первое место у Партии регионов (30,01%), за ней объединенная оппозиция «Батькивщины» (25,53%), УДАР (13.96), коммунисты (13.18%) и ультраправая «Свобода» (10,44%).
Однако совпадение итогов выборов с данными опросов не обеспечило спокойного завершения избирательного процесса. Подсчет голосов, продолжающийся вот уже более недели, стал причиной для обвинений в фальсификации, а по количеству скандалов выборы-2012 уступают разве что «революционным» президентским выборам 2004 года.
Нынешняя кампания на Украине прошла по смешанной системе, когда избиратель должен заполнить два бюллетеня — партийный и мажоритарный. И если подсчет голосов в партийной части обошелся без особых сложностей, выборы в мажоритарных округах стали генератором проблем.
Кандидаты, вложившие в свою раскрутку живые деньги, не захотели мириться с проигрышем и задействовали для корректировки результатов весь имеющийся в наличии админресурс.
В начале прошлой недели центром недоразумений считались те округа, где разрыв между властью и оппозицией оказался небольшим — в сотню-другую голосов. Затем начали поступать сигналы из регионов, где разница показателей, согласно первоначальным подсчетам, была побольше, в пределах одной-двух тысяч.
Технология «дорисовывания» результата в большинстве случаев совпадала.
После ночного перерыва в работе члены окружкомов обнаруживали, что у нескольких пачек бюллетеней, принятых от участковых комиссий, «повреждена упаковка». По закону это является поводом для пересчета голосов, в ходе которого обнаруживается, что бюллетени, отданные за оппозиционного кандидата, испорчены, а значит, не могут быть учтены.
После пересчета результаты, откорректированные в пользу «нужного» кандидата, регистрируются в Центризбиркоме.
Технологически провести такую операцию оказалось несложно, поскольку в окружных комиссиях подавляющее большинство составили представители партии власти, заведенные туда по квотам технических партий.
Наиболее скандальной стала корректировка результатов 132-го округа в городе Первомайске Николаевской области, где по этой же технологии избирком ликвидировал разрыв в 4,5 тысячи голосов. При этом комиссия по недосмотру сама обнародовала данные о фальсификации: сначала она по итогам подсчета 100% голосов опубликовала на сайт ЦИК данные о победе оппозиционного кандидата Аркадия Корнацкого с перевесом в 5,55%, а затем данные по уже подсчитанным участкам неожиданно начали меняться, и в итоге победителем оказался кандидат от правящей Партии регионов (ПР) Виталий Травянко.
В конце минувшей недели Первомайск, до того мало кому известный городок, получил всеукраинскую известность из-за сражений местных спецподразделений милиции со съехавшимися сюда представителями оппозиции. Это, впрочем, не помешало главе 132-го окружкома привезти в субботу в Центризбирком уточненный протокол, подтверждающий победу представителя ПР. При этом, как выяснилось, в самом окружкоме решение о передаче протокола в Киев даже не ставилось на голосование.
В некоторых округах, предполагая возможные махинации, оппозиция заранее брала под контроль вход в помещения с бюллетенями, чтобы не допустить их порчи «по стандартной процедуре». Впрочем, это не всегда оказывалось препятствием для корректировки результатов.
Показательным стал 94-й округ в Киевской области, где от власти баллотировалась действующий народный депутат и жена бывшего губернатора столичной области Татьяна Засуха. По итогам исходного подсчета голосов Засуха набрала 35%, проиграв оппозиционному кандидату Виктору Романюку, получившему 45% поддержки (разница между ними составила 8,5 тысяч голосов). А поскольку порча такого количества бюллетеней казалась проблематичной, был разработана новая схема корректировки результатов голосования — с помощью судебных решений.
В местный суд поступили иски наблюдателей от Партии регионов, пожаловавшихся, что их не пускали на участок. И хотя ни в одном из случаев факт недопуска не подтверждался, в субботу поздно вечером суд удовлетворил требования ПР, признав незаконным голосование на 26 участках — тех, где представитель оппозиции получил наилучший показатель. В итоге ночь на воскресенье, не дожидаясь официального уведомления из суда, окружной избирком принял решение об аннулировании победы Романюка и объявил Засуху победителем выборов в округе.
Список проблемных округов далеко не исчерпывается 132 и 90 округами — за минувшие дня сообщалось о минимум десяти подобных случаях в разных регионах страны.
Вал новостей об измененных результатах мажоритарных выборов не на шутку обозлил оппозицию, которая в ответ пригрозила организацией нового майдана. Первый митинг в рамках анонсированной волны протестов и начался сегодня утром у здания Центризбиркома.
Но главная интрига связана не с возможностью народных волнений, а с дальнейшими действиями оппозиционных сил в парламенте.
Вчера один из лидеров оппозиции Анатолий Гриценко заявил, что оппозиция намерена отказаться от работы в Верховной раде, «обнулить» избирательные списки и потребовать от власти проведения перевыборов.
«В Раду при нынешних условиях идти нельзя! Иначе мы потеряем доверие людей» — пояснил Гриценко мотив демарша, отметив, что уже согласовал такую позицию с руководством партии «Батькивщина» и ведет переговоры с лидерами других оппозиционных сил.
Украинская оппозиция живо откликнулась на эту инициативу. «УДАР рассматривает возможность решения об обнулении списков и непризнания парламентских выборов. Тот состав парламента, который сегодня пытаются протянуть, не будет отображать настроений граждан», — заявила вчера партия Виталия Кличко. Ультраправая «Свобода» также объявила о готовности сложить мандаты. Лидер фракции «БЮТ-Батькивщина» Андрей Кожемякин, в свою очередь, заявил на сегодняшней пресс-конференции, что окончательное решение, обнулять ли свои партийные списки, «объединенная оппозиция, вместе со своими коллегами, соратниками» примет после объявления официальных результатов парламентских выборов на Украине — 12 ноября.
Правда, в беседах не под диктофон представители оппозиции высказываются об идее выхода из парламента намного более скептически.
Ну и, наконец, идею блокирования Рады с помощью отказа оппозиции в ее работе юридически невозможно реализовать на практике. Гриценко не учел, что закон о выборах народных депутатов напрямую запрещает обнулять список после дня голосования, так что у оппозиционных партий остается лишь возможность войти в Раду и объявить о сложении мандатов в индивидуальном порядке, что является практически неосуществимым, ведь в рядах оппозиции, несомненно, найдутся люди, которые откажутся следовать линии партии. К тому же
даже успешный выход оппозиции из парламента, согласно нынешнему законодательству, не приводит к роспуску Рады.
«Гораздо более вероятно, что в результате такого плана оппозиция окажется вне Верховной рады, а обострение ситуации приведет к усилению авторитарных тенденций. Печальный опыт большинства постсоветских стран показывает, что вне парламента оппозиция теряет ресурс своего влияния и быстро маргинализируется», — прокомментировал такой сценарий политолог Владимир Фесенко.
Учитывая высокие риски, сегодня оппозиция, скорее всего, заявит о планах сконцентрироваться на пересмотре результатов в наиболее проблемных округах. Представители власти уже дали понять, что готовы на определенный компромисс. «Выборы в этих округах нужно признавать недействительными, делать перевыборы, пусть идут порядочные люди в кандидаты, пусть люди еще раз сделают свой выбор», — заявила советник президента Анна Герман, пообещав, что Киев рассмотрит все случаи нарушений в регионах. «Каждый губернатор, который вмешивался в подсчет голосов, должен быть уволен за эти вещи, и это обязательно будет», — заверила Герман.
Впрочем, мнение, что власть должна признать существование проблем, поддерживают не все. Сам Виктор Янукович за последнюю неделю ни разу не появился на публике, а в среду в телевизионном обращении к народу заявил, что выборы «продемонстрировали преданность Украины демократическими стандартам».
Премьер-министр Николай Азаров в пятницу на встрече с международными наблюдателями назвал прошедшие выборы «лучшими за всю историю независимости», а на своей странице в Facebook не удержался от колкостей в адрес наблюдателей, констатировавших множество проблем в избирательном процессе.
Но наиболее жесткой реакцией Киева на международную критику стало распространенное в пятницу заявление украинского МИДа, который обвинил в необъективности руководство наблюдательной миссии БДИПЧ/ОБСЕ. Миссия заявила о несоответствии украинских выборов демократическим стандартам, подчеркнув, что Украина сделала «шаг назад» в обеспечении электоральной демократии.
Спустя четыре дня после пресс-конференции наблюдателей Киев решился на ответные действия. «Высказывания Вальбурги Дуглас и Одри Гловер (глава краткосрочной и долгосрочной миссий ОБСЕ. — «Газета.Ru») являются их личными соображениями, безосновательными и эмоциональными, а не результатом наблюдения всех членов делегации... Их личные переживания повлияли на выполнение ими официальных полномочий», — заявило внешнеполитическое ведомство, отойдя от общепринятого дипломатического этикета.
В МИДе не исключили и дальнейшего обострения противоречий с международными наблюдателями после обнародования итогового отчета миссии ОБСЕ в конце ноября — начале декабря.
«Целостность и достоверность отчета миссии наблюдения ОБСЕ поставлена под угрозу», — полагают украинские дипломаты.
Учитывая столь жесткую тональность в общении Киева с западным миром, нельзя исключить, что и во внутренней политике Украины верх возьмет «жесткий» вариант. В этом случае оппозиции не стоит и надеяться, что ее диалог с властью завершится достижением каких-либо компромиссов.