1 ноября вступит в силу федеральный закон № 157 «О едином дне голосования», в числе прочего предусматривающий создание участковых избирательных комиссий (УИК), которые впервые будут работать на постоянной основе — до апреля 2018 года. Избирательная вертикаль обзаведется на ближайшие пять лет пулом людей, от которых зависит легитимность выборов на каждом конкретном участке: они будут готовить списки избирателей, следить за ходом голосования и подсчитывать голоса.
Создание вертикали избиркомов продиктовано необходимостью повышения профессионализма членов УИК, объясняют в ЦИК.
Предполагается, что привычных работников бюджетной сферы — учителей школ и работников ЖКХ — на избирательных участках заменят специально обученные и постоянные члены избирательных комиссий с правом решающего голоса. До сих пор границы избирательных участков определялись после назначения дня выборов, а комиссии создавались за 30 дней до голосования обычно из резервов администрации района и четырех представителей парламентских партий. «Если раньше состав УИКов формировался непосредственно перед выборами и мы срочно начинали обучать людей, то впредь люди меняться не будут и можно будет выстроить программу обучения, появится возможность понять, что эти люди знают, насколько они готовы», — пояснил «Газете.Ru» секретарь Центризбиркома Николай Конкин.
Эксперты полагают, что истинной, а не заявленной целью создания постоянно работающих комиссий является ограничение гражданского и партийного контроля над процессом голосования.
«Это шаг назад в политической реформе. Нововведение имеет целью фиксацию партийной системы в тот момент, когда только была упрощена система регистрации партий и в стране появилось разнообразие политических сил», — сказал «Газете.Ru» глава отдела мониторинга выборов ассоциации «Голос» Андрей Бузин. На его взгляд, качественный состав комиссий не изменится, поскольку территориальные избирательные комиссии (ТИКи формируют избирательные комиссии участкового уровня) не заинтересованы в сотрудничестве с «непроверенными» людьми.
«Учителя школ и другие работники бюджетной сферы останутся на участках, — говорит Бузин.
— Поскольку реально формирует участковые комиссии местная администрация, у них есть кадровый состав, который они используют из года в год. Этот опыт перешел еще от райкомов КПСС. Обычно администрация обращается к госучреждениям на территории конкретного района». Эксперт напоминает, что и раньше четыре парламентские партии обладали квотами в составе участковых комиссий, но не везде они были заняты представителями партий, поэтому бюджетники лишь формально входили в комиссии от политических сил, реально не имея к ним никакого отношения. «Единая Россия» могла предложить своих представителей в комиссии, остальные партии — нет, даже у коммунистов не хватало ресурсов. Найти на пятилетний срок, а не на один день таких представителей будет еще сложней», — говорит эксперт.
Бузин ожидает худшего: «Часть членов комиссий с правом решающего голоса станут профессиональными фальсификаторами».
Согласно плану Центризбиркома, до 20 января будет утвержден перечень избирательных участков и их границы на пятилетний срок. Затем территориальные избирательные комиссии приступят к формированию участковых избирательных комиссий на основе предложений партий, общественных организаций и объединений избирателей. Приоритет, как и в прошлые годы, отдается четырем парламентским партиям, у них есть квоты — по одному представителю от каждой партии в участке. Кандидаты от непарламентских партий и общественных организаций попадут в УИКи по остаточному принципу. Лидер «Правого дела» Андрей Дунаев считает, например, что комиссии на пять лет формируются, чтобы «наладить связи с центром и правильно считать голоса».
Среди несистемной оппозиции зреет беспокойство, что вакансии в участковых избирательных комиссиях займут исключительно представители парламентских партий и новых партий, лояльных власти.
Прогноз зампреда московского «Яблока» и муниципального депутата Зои Шаргатовой пессимистический: «Большинство в комиссиях получат откровенные спойлеры». Ими она считает большинство вновь зарегистрированных партий. На помощь им, как это не раз бывало, выступят выдвиженцы общественных организаций и собраний избирателей. «Неизвестно, были ли вообще эти собрания» и «не писались ли протоколы заседаний общественных организаций где-нибудь в управах», жалуется муниципальный депутат.
Того же мнению придерживается зампред «Демократического выбора» Игорь Дарандин: «Есть риск, что нам не удастся попасть в УИКи, но все зависит от регионов, в некоторых мы, возможно, не сможем никуда вообще попасть, поскольку в УИКах предпочитают иметь лояльных людей». Исполнительный директор РПР-ПАРНАС Михаил Шнейдер также согласен, что «шансы попасть в УИКи крайне малы, предпочтения будут отдавать лояльным власти партиям или тем же учителям, технически выдвинутым от общественных организаций или партий».
Сомнения в том, что ТИКи не откажут в направлении партийных делегатов в участковые комиссии, в разговорах с «Газетой.Ru» выразили также руководитель юридической службы партии «Гражданская платформа» Ксения Немцова и председатель возродившейся партии «Гражданская сила» Владислав Иноземцев.
Согласно все тому же 157-ФЗ, численность каждой участковой избирательной комиссии варьируется от 3 до 16 человек в зависимости от количества избирателей на участке. Если на участке зарегистрировано не больше 1001 избирателя, в комиссию включается от 3 до 9 человек, если до 2001 избирателя — от 7 до 12 членов участковой комиссии, все участки с численностью более 2001 избирателя обслуживаются 7—16 членами участковых комиссии. Всего в стране 95 тысяч избирательных участков. Соответственно, на всю страну потребуется около 1 миллиона человек, пояснили в ЦИК. Но миллион — это без учета кадрового резерва, который также формируется на пять лет на случай замены выбывших членов УИК с правом решающего голоса.
В ЦИК уверяют, что кандидаты, выдвинутые всеми политическими силами, автоматически попадут на скамейку запасных, если не смогут попасть в основной состав комиссий.
«Мы же никого не будем отвергать, все, кто не попадет в состав УИКов, будут зачислены в резерв, а с учетом пяти лет практически у всех появится возможность побыть членом УИК. Впоследствии мы будем обращаться к резерву для пополнения комиссий вместо выбывших членов», — заявил Николай Конкин.
По его словам, критерием выбора из кандидатур от непарламентских партий будет уровень образования. «Выбор за исключением квоты четырех парламентских партий (по одному человеку от каждой партии в УИКе) будет осуществляться исходя из грамотности кандидатов. Мы готовим предложения, чтобы кандидатуры непарламентских партий тоже учитывались в высокой степени при формировании УИКов», — рассказал Николай Конкин. Но критерий образованности в понимании ЦИК не означает наличие диплома у кандидатов в УИК.
ЦИК собирается, проводить регулярное обучение и тестирование членов участковых избирательных комиссий. «Мы будем проводить тестирование, если люди его не пройдут, мы не будем рекомендовать их в составы комиссий», — заявил Конкин. По его словам, программа обучения и методика находится в стадии разработки.
Реформа поставила в затруднительное положение и ЦИК — в ведомстве не хватает средств на обучение будущих членов участковых избирательных комиссии с правом решающего голоса.
«Самый главный вопрос — где деньги взять, поскольку, когда писали закон, указали, что не требуется расходов федерального бюджета, хотя это невозможно сделать без расходов. Чуров написал письмо в субъекты федерации, чтобы они деньги выделили, но пока ответ неясен», — заявил «Газете.Ru» член Центризбиркома Евгений Колюшин. Его коллега Конкин пояснил: «Непосредственно на обучение участковых комиссий средств нет, но федеральным бюджетом предусматриваются средства на повышения правовой культуры, которые ЦИКу выделялись всегда ежегодно. Конечно, этих средств будет недостаточно, необходимо, чтобы и субъекты РФ выделяли соответствующие средства, особенно с учетом нового порядка».
Впрочем, ЦИК, видимо, не рассчитывает на значительное обновление составов УИК.
«Я на 90% уверен, что предложений от непарламентских партий будет минимальное количество. И если, скорее всего, в Москве и Мособласти предложения будут, то по субъектам таких предложений будет минимум», — заявил Конкин. В конце ноября Центризбирком планирует провести совещание с политическими партиями по процедуре формирования УИКов.
Политические силы — парламентские и несистемные — не уверены в собственной способности обеспечить своими представителями хотя бы приоритетные для них города и области. В связи с этим у независимых организаций наблюдателей появилась новая роль — поставщиков гражданских активистов для партий.
«Справедливая Россия» собирается формировать списки своих кандидатов в УИКи в том числе и из активистов общественных организаций. «Мне кажется правильным, чтобы парламентская и непарламентская оппозиция объединились между собой в деле контроля на избирательных участках. У людей есть интерес к выборам, но не все партии и общественные организации обладают квотами в избирательных комиссиях. Считаю, что СР должна своими квотами поделиться, потому что своими силами мы вакансии не займем. И я знаю, что наши такое сотрудничество уже установили», — заявил «Газете.Ru» Олег Шеин, член президиума центрального совета СР, лидер регионального отделения партии в Астраханской области. В Астрахани «эсеры» уже строят сеть членов УИКов из числа общественных организаций.
Партия Михаила Прохорова также прибегнет к резерву независимых наблюдателей, поскольку собирается обеспечить своими представителями все участки, где у партии есть региональные отделения, а это 51 субъект федерации. «Мы будем также пытаться взаимодействовать с общественными организациями, чтобы совместно направлять своих людей.», — сказала руководитель юрслужбы «Гражданской платформы» Ксения Немцова.
По словам лидера «Правого дела» Андрея Дунаева, его партия еще с момента обсуждения закона в Госдуме начала привлекать людей для пятилетней работы в УИКах, но обеспечить все 95 тысяч участков «нереально для небольшой партии». «Поэтому мы собираем людей для тех УИКов, где у нас есть сильные региональные отделения, в основном в крупных городах. В Дагестане мы уже завершили подбор людей, около трех тысяч человек. По Москве ситуация сложнее: здесь, с одной стороны, все готовы больше митинговать, чем заниматься содержательной работой, а с другой стороны, в Москве наиболее остро стоит проблема вмешательства (вышестоящей) избирательной комиссии в процесс формирования участковых комиссий».
А партия, которую представляет Михаил Шнейдер (РПР-ПАРНАС), напротив, сосредоточится на Москве и Московской области. «Мы собираемся обратиться в общественные организации, наблюдавшие за выборами», — подтвердил «Газете.Ru» партиец. «Демвыбор» также не рассчитывает послать во все участки страны своих представителей, но, как отметил его зампред Игорь Драндин, партия получает достаточно отзывов от желающих стать членами комиссий: «За два дня, что мы ищем людей, результаты хорошие, много желающих».
Готовятся к подаче своих списков и в партии «Яблоко», признавая, что на многое рассчитывать им не приходится. «У нас есть опыт участия в формировании УИКов и ТИКов, но опыт этот не очень положительный, — рассказала «Газете.Ru» Зоя Шаргатова. — На этапе формирования территориальных комиссий в Москве, которых на тот момент было 125, нам удалось провести 90 членов с правом решающего голоса, однако впоследствии ни на одно освободившееся место провести своих кандидатов нам больше не удавалось».
На сотрудничество с другими оппозиционными партиями, особенно парламентскими, Шаргатова не слишком рассчитывает, ссылаясь на относительную безуспешность таких попыток в ходе кампаний 2011—2012 годов и особенно в свете последних заявлений коммунистов и «эсеров», открещивающихся от «белоленточных протестов».
Тем не менее больше шансов на попадание в избирательные комиссии имеют выдвиженцы парламентских партий, признает Шаргатова.
В московском горкоме КПРФ не исключают такого сотрудничества, учитывая, что опыт выдвижение либеральных активистов по спискам КПРФ на муниципальных выборах в марте у коммунистов уже есть. «На участке не важно, каких ты взглядов, левых или правых», — заявил глава фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков, уточнив, правда, что по каждой конкретной кандидатуре придется вести разговор отдельно. В частности, Клычков назвал членов организации «Гражданин наблюдатель», которые, по его словам, «хорошо показали себя на выборах, отстаивая закон». С активистами низовых протестных организаций, в великом множестве появившихся в Москве после объявления мэрией планов по строительству хордовых магистралей, столичные коммунисты тоже готовы сотрудничать. «Нам требуется найти более 3 тысяч кандидатов», — рассказал Клычков.
В одной из низовых московских общественных организаций, занимающихся в том числе защитой Измайловского парка, «Газете.Ru» рассказали, что на районном уровне несколько системных партий сами обратились к активистам с просьбой поработать в УИКах. Местные ячейки ряда партий довольно малочисленны, и им не всегда удается найти людей для работы в участковых комиссиях, поясняет собеседник «Газеты.Ru». «Только в нашем районе около 20 УИКов, и людей в партиях не всегда хватает», — говорит он. В одном из районов Восточного округа Москвы у общественных активистов существует договоренность с КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией», что если партии не найдут в комиссии членов с правом решающего голоса, то эти места в УИКах получат градо- и экозащитники.