В предпоследнюю неделю перед выборами президента США республиканец Митт Ромни сумел догнать Барака Обаму и закрепиться на этом уровне, свидетельствуют сразу несколько общенациональных опросов. Замеры социологических служб показывают, что Ромни удалось не только сравнять счет, но и вырваться вперед: по данным Gallup Inc., республиканец обгоняет действующего президента на 4% (50:46), согласно исследованиям Rasmussen — на 3% (50:47), а опрос, проведенный по заказу телеканала ABC и газеты The Washington Post, дает Ромни более скромное преимущество в 1% (49:48). Впрочем, ряд других исследований показывают как то, что Обаму и Ромни американцы поддерживают одинаково, так и то, что фаворитом гонки остается кандидат от Демократической партии.
Ромни удалось сократить отставание за счет успешного выступления в телевизионных дебатах, считает директор по исследованиям Pew Research Center Скотт Китер. Республиканец сумел избавиться от негативного имиджа, преследовавшего его с начала кампании, когда по Ромни ударила череда скандалов во время партийных праймериз. Уровень недоверия к нему даже среди последовательных республиканцев все это время был стабильно выше уровня поддержки, объясняет эксперт. Этот тренд удалось переломить лишь сейчас. Кандидат от «Великой старой партии», как официально именуется Республиканская партия, занял прочные позиции и перешел в наступление, начав играть на поле своего соперника.
За десять дней до дня голосования Ромни отнял у Обамы главный козырь: избиратели, четыре года назад поверившие в лозунги «Change» и «Hope» («Перемены» и «Надежда»), теперь склонны считать, что новых идей по благоустройству Америки у республиканца больше, чем у действующего президента.
Кроме того, Ромни начал демонстрировать свое внимание к латиноамериканскому населению, которое в этом году может оказать серьезное влияние на исход гонки. Так, в субботу во время встречи Ромни с избирателями в штате Флорида его соратник, сенатор Марко Рубио, сам сын кубинских эмигрантов, приветствовал участников мероприятия по-испански. Над толпой висели две растяжки с надписью «Нам нужно реальное восстановление» — тоже на испанском языке.
Наблюдатели между тем уверены, что латиноамериканцы поддержат Обаму, памятуя о его обещании упростить иммиграционное законодательство. «Если президент будет переизбран, это произойдет в наибольшей степени за счет испаноязычного населения. От них его победа зависит даже больше, чем от афроамериканцев, — рассуждает политический обозреватель Национального общественного радио США Рон Элвинг. — Мы не знаем точно, как много из них пойдет голосовать, но мы можем сказать, что в этот раз их даже больше, чем было в 2008 году. Тогда Обаму поддержали около 68 процентов испаноязычного населения. Сейчас это больше 70 процентов, возможно, 75 процентов. Если Обама выиграет в Нью-Мексико, Неваде и Колорадо, то это произойдет за счет голосов испаноязычного населения».
Встреча Ромни во Флориде прошла всего через пару дней после того, как штаб Обамы опубликовал стенограмму его беседы с издателем Риком Грином. В разговоре Обама признал, что голоса испаноязычного населения имеют для него критическое значение. Предполагалось, что содержание разговора не будет разглашаться, однако демократам пришлось опубликовать стенограмму после того, как журналист упомянул в своем блоге факт разговора с президентом, в котором тот якобы «неуважительно» высказывается об избирателях.
«Поскольку это не под запись, я скажу прямо. Если я выиграю, это произойдет потому, что кандидат от республиканцев и Республиканская партия слишком сильно отчуждаются от самой быстрорастущей группы населения — латиноамериканского сообщества», — сказал Обама журналисту.
Помимо латиноамериканцев, по общему мнению экспертов, действующему президенту симпатизируют женщины и представители различных меньшинств, которым республиканцы также не смогли ничего предложить. «Республиканской партии в случае проигрыша нужно будет заняться поиском новой повестки. Особенно в отношении женщин, испаноязычного населения, миграции, — считает Элвинг. — В противном случае Республиканской партии грозят десятилетия стагнации. Потому что они теряют голоса каждый раз, когда кто-то в стране умирает. Они уже сейчас находятся в ситуации, когда их избиратели — белые мужчины — стареют. А поскольку эта группа населения сокращается и сама страна меняется, то они рискуют стать очень слабой политической силой».
Редактор портала Politico Билл Найколс, в свою очередь, отмечает, что проблемы есть и у демократов, которые настолько сконцентрировались на интересах малых групп населения, что начали игнорировать широкие массы. Во время президентской кампании поляризация общества достигла своего предела, считает он.
Шансы действующего президента на победу достаточно высоки, осторожно полагает вице-президент социологической компании Ipsos Public Affairs Джулия Кларк. Согласно модели, которую используют в этой социологической службе,
Обама переизберется с вероятностью 70- 80%. «Но это будет очень «нервная» победа. В национальном голосовании преимущество составит всего 1—2 процента», — предполагает эксперт.
Оставшиеся перед выборами дни Обама и Ромни проведут, посещая агитационные мероприятия в «штатах-перевертышах»: Флориде, Огайо, Неваде, Висконсине, Северной Каролине, Колорадо, Вирджинии, Нью-Хемпшире и Айове. Всего в этих штатах будет распределяться 146 голосов выборщиков (при этом Ромни, по расчетам The New York Times, в настоящий момент для победы не хватает 64 голосов, а Обаме — всего 27). Агитационные мероприятия кандидатов сорвал ураган «Сэнди», из-за которого на Восточном побережье США ввели чрезвычайное положение. Ромни отменил поездку в штат Вирджиния, попавший в зону риска, и в 12-й раз отправился агитировать население Огайо (всего за два месяца кампании Ромни провел 27 различных встреч в штате).
Обама был вынужден отменить намеченные встречи с избирателями в Вирджинии и Колорадо ради совещаний со спасательными службами страны. У демократов появление «Сэнди» на Восточном побережье вызвало серьезное беспокойство: непогода может обернуться снижением явки на выборах, а значит, и общим снижением показателей Обамы, объяснил представитель его штаба Дэвид Аксельрод в эфире CNN.