В число чиновников из окружения главы Кабардино-Балкарии Арсена Канокова, в отношении которых заведены коррупционные дела, может попасть председатель республиканского правительства Иван Гертер. В понедельник МВД по КБР потребовало возбудить уголовное дело «по факту злоупотребления должностными полномочиями председателя правительства Кабардино-Балкарии».
«В МВД имеются материалы по факту нарушения уголовного законодательства Иваном Гертером. Материалы также переданы в следственный комитет республики для возбуждения дела. Подробности скоро станут известны», — заявила «Газете.Ru» глава пресс-службы МВД по КБР Марина Кясова.
Сообщение полиции застало Гертера и его окружение врасплох. «Звоним целый день в МВД, пытаемся узнать хоть какие-то подробности. Ничего не ясно. На работу к Гертеру не приходили, ни о каких проверках известно не было», — рассказали «Газете.Ru» в администрации правительства.
Через несколько часов Следственный комитет по КБР разъяснил, что преступление, в котором заподозрили Гертера, относится к 2009 году. Тогда Гертер был главой Прохладненского района КБР.
По версии МВД, Гертер был незаконно поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, ему была предоставлена четырехкомнатная служебная квартира. Квартиру впоследствии Гертер приватизировал, заявили в пресс-службе СК по КБР.
«К нам поступили материалы проверок из МВД. Сейчас проводится доследственная проверка. Никаких обысков и изъятий пока не проводилось и не намечается», — заявили «Газете.Ru» в СК по КБР. Проверкой материалов о квартире Гертера занимается первый отдел по расследованию особо важных дел Следственного комитета по КБР.
О четырёхкомнатной квартире в администрации правительства также ничего не знают. Гертер отказался от комментариев. Его пресс-секретарь Залина Шокарова осторожно уточнила: «Пока это только проверка».
Задержания среди руководства КБР по ранее заведенным делам начались в начале лета. 7 июня по обвинению в продаже бывшего здания филармонии в Нальчике по заниженной стоимости в 1 млн рублей были взяты под стражу руководитель администрации главы КБР Владимир Жамборов, министр по управлению госимуществом и земельным ресурсам Хабдульсалам Лигидов, его бывший заместитель Руслан Жамборов. Еще одна фигурантка, предприниматель Мадина Хацукова (она купила здание), находится под подпиской о невыезде. Следствие настаивает, что здание 1939 года постройки барачного типа площадью 568 кв. м стоит 20 млн рублей. Задержания проводила спецбригада, состоящая из сотрудников СД МВД, ГУЭБиПК и бойцов спецотряда «Рысь» (всего около ста человек). 9 июня Тверской суд Москвы арестовал троих фигурантов дела до 5 августа, который потом был продлен до 5 декабря. Экс-глава администрации главы КБР Владимир Жамборов по состоянию здоровья в начале сентября был отпущен под домашний арест.
Позже было возбуждено дело в отношении мэра Нальчика Залимгери Хагасова, которого подозревают в махинациях с землей под дачные участки на сумму больше 14 млн рублей. 24 июля Хагасов был отстранён решением суда от должности на время следствия. Бывшего исполняющего обязанности главы администрации Нальчика Леонида Хамгокова подозревают в неправомерных действиях при банкротстве с ущербом в 43 миллиона рублей.
Фигурантом дела о нецелевом расходовании бюджетных средств на почти 20 млн рублей стал и глава республиканского казначейства Леонид Зрумов. А 18 июля было заведено еще одно дело о незаконной передаче имущества государственной ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья» на 140 млн рублей фирме, открытой за день до сделки и лишь частично принадлежащей государству. Главным фигурантом дела может стать все тот же Лигидов — министр по управлению госимуществом и земельными ресурсами КБР, находящийся под следствием по делу о бывшем здании филармонии.
Поначалу в республике обрадовались началу антикоррупционной деятельности. «В КБР клановая система управления, хотя Арсен Каноков обещал не допустить кумовства в своей администрации. Поэтому, когда начались расследования в отношении чиновников, многие обрадовались. Но масштаб операций и мелочность уголовных дел наводит на мысль, что это спланированная кампания, — рассказал правозащитник из Нальчика Ибрагим Яганов. — Инициаторами всех уголовных дел были силовики, а в случае с бывшим зданием филармонии — вообще федеральное управление МВД. Канокову не удалось найти общего языка с силовиками, которые напрямую подчиняются федеральному центру. Сейчас в республике об этих уголовных делах предпочитают не говорить, побаиваются. В клановой системе управления стоит только потянуть за ниточку».
Глава республики Арсен Каноков заявил в июньском интервью газете «Коммерсантъ», комментируя дело о бывшем здании филармонии: «Полагаю, речь идет о банальной борьбе за власть, и беспринципные люди используют в этих целях имеющийся у них силовой ресурс. Я никогда не называл имя этого человека, хотя за последние пять лет он создал нам много проблем». Ранее имя этого человека назвали «Газете.Ru» в МВД — начальник департамента по противодействию экстремизму МВД России генерал-полковник полиции Юрий Коков (покинул пост после назначения Владимира Колокольцева министром внутренних дел), брат бывшего главы республики Валерия Кокова.
Сейчас Каноков старается избегать заявлений в связи с уголовными делами в отношении чиновников КБР. «Глава республики считает, тут пока не о чем говорить», — заявили в понедельник «Газете.Ru» в администрации Канокова.
Политологи полагают, что критическая масса уголовных дел приведет к отставке Канокова и досрочным выборам главы КБР.
Полномочия Канокова истекают в 2015 году, но в ближайший год его могут отстранить от управления республикой и средствами, поступающими на развитие Приэльбрусья, входящего в «Курорты Северного Кавказа», предположил политолог Евгений Минченко. В одиннадцатом рейтинге политической выживаемости губернаторов, опубликованном «Минченко-Консалтинг» 1 октября, Каноков получил три балла по пятибалльной шкале. «Когда выставлялись рейтинги, средняя оценка колебалась между двумя и тремя баллами», — уточнил Минченко. «Политическая выживаемость» заметно понизилась, по мнению экспертов, по четырем причинам: первая — расследование на федеральном уровне резонансных уголовных дел, вторая — внутриэлитные конфликты, третья — введение режима КТО на территории Нальчика и четвертая — низкий электоральный потенциал. «Отставка главы республики КБР, скорее всего, произойдет по типовому сценарию в связи с цепочкой уголовных дел. Причем такие расследования и в таком масштабе не могут проводиться без согласования на федеральном уровне. К тому же вспомним, первая спецоперация по делу о филармонии проводилась силами федеральной полиции, высадившейся в Моздоке», — пояснил Минченко. По его мнению, в борьбе за сферы влияния в КБР «переплелись интересы целого ряда игроков».