Басманный суд Москвы в четверг арестовал активиста Российского социалистического движения Константина Лебедева, который обвиняется в подготовке организации массовых беспорядков. Основанием для возбуждения уголовного дела по ч. 1 ст. 30 УК (приготовление к преступлению) и ч. 1 ст. 212 УК (организация массовых беспорядков) стали факты, изложенные в «фильме-расследовании» телекомпании НТВ «Анатомия протеста-2», показанном в эфире 5 октября.
Помимо Лебедева, которому в четверг были предъявлены обвинения, фигурантами уголовного дела являются координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, который находится под подпиской о невыезде, и активист того же движения Леонид Развозжаев. Следствие пока не может установить его местонахождение, но источники «Газеты.Ru» сообщили, что он несколько дней назад уехал из Москвы в неизвестном направлении.
Суд на Лебедевым должен был начаться в 14.00 мск, за час до этого Следственный комитет предъявил ему официальные обвинения. Но в установленное время суд по мере пресечения не начался, один из адвокатов Лебедева Валерий Лавров опаздывал.
Зато в суде появился еще один фигурант дела — Сергей Удальцов, пришедший поддержать своего соратника. «Следствие пишет какую-то чушь о подготовке к поджогам административных зданий, нападениях на колонии для заключенных, о перекрытии железнодорожных путей», — стал рассказывать Удальцов журналистам обстоятельства дела. По его словам, взятие с него подписки о невыезде в среду вечером стало сюрпризом для оппозиционера.
«Я уже по ходу допроса узнал, что Лебедев задержан на 48 часов, и был убежден на 146%, что меня не отпустят. Мне кажется, решение принималось на ходу. После заявления Маркина (о подписке о невыезде. — «Газета.Ru») у меня еще два часа шел допрос», — отметил оппозиционер. Он попытался объяснить логику решения СК, который взял с Удальцова подписку о невыезде, притом что обвинения против них обоих сформулированы аналогичные. «Ну они посмотрели на бурную реакцию в интернете, что люди готовы выйти на улицу. С другой стороны, они решили провести банальную операцию, чтобы давить на Костю (Лебедева. — «Газета.Ru»). Мол, Удальцов тебя сдал и пойдет по условному сроку, а ты сядешь», — рассуждал координатор «Левого фронта».
Спустя полтора часа приехал Лавров, и судебное заседание началось, но большинство журналистов остались за пределами небольшого зала. Это вызвало бурные протесты, в суде был объявлен перерыв, а в зал стали заносить дополнительные скамейки. После второго перерыва (на этот раз Лавров попросил время для ознакомления с материалами дела) судья Ирина Скуридина начала рассматривать вопрос об избрании меры пресечения для Лебедева.
Сторона обвинения, по сути, повторила все факты, изложенные в «Анатомии протеста»: оппозиционеры готовились захватить власть в Калининграде, а затем во Владивостоке и Москве, получали инструкции и деньги от граждан Грузии, в частности, от главы комитета по обороне и безопасности парламента Гиви Таргамадзе. С этой целью оппозиционеры готовили в тренировочных лагерях боевиков и готовили декреты, которые должны были издать после прихода к власти. Иных документальных доказательств, кроме расшифровки записи, легшей в основу фильма НТВ, следствие не представило.
В суде были представлены показания свидетеля Алексея Малкова, руководителя программы НТВ, которая и готовила «фильм-разоблачение». Он пояснил, что на выходе из дома к нему «подошло неизвестное лицо грузинской национальности». Он вручил корреспонденту НТВ диск, на котором содержалась видеозапись встречи в Минске, а также прилагалась более качественная аудиозапись. Сотрудник НТВ ознакомился с содержанием фильма и принял решение снимать об этом сюжет.
В заключении следствие потребовало ареста Лебедева: поскольку он на свободе, он может скрыться от следствия (у него есть загранпаспорт), оказать давление на свидетелей, уничтожить существующие улики. К тому же еще один подозреваемый, Леонид Развозжаев, находится на свободе.
Скуридина дала слово Лебедеву, который на протяжении всего заседания держался уверенно и спокойно, расплываясь в улыбке, когда обвинения следствия были особенно грандиозными.
«Я был во Франции, когда увидел проморолик фильма НТВ, и у меня была виза до 20 октября. Я тогда уже понял, что меня могут обвинить. Но я не чувствовал за собой никакой вины и не был намерен скрываться», — пояснил обвиняемый. Он добавил, что у него не было никаких намерений скрыться и после допроса в СК, который прошел на прошлой неделе.
Далее слово взяла общий для всех фигурантов нового дела адвокат Виолетта Волкова, которая просила суд не применять к ее подзащитному ареста. «Обвинение предъявлено незаконно, на основании недопустимых доказательств. У следствия есть только некий цифровой носитель, а он не может использоваться как доказательство», — отметил Волкова. Ее поддержал и другой адвокат. «У суда все обвинение зиждется на этом диске. Но при этом в деле нет никаких данных о технической экспертизе. Неясно, как подзащитный относится к этой записи», — рассуждал Лавров.
Скуридина опять объявила перерыв, на этот раз для принятия решения, который растянулся еще на полтора часа, дав присутствующим возможность поделиться впечатлениями о процессе.
«Более безумного суда я давно не видел», — на выходе из зала прокомментировал доводы обвинения Удальцов. Волкова была еще категоричнее: «Бред полный».
После перерыва в переполненном зале Скуридина объявила свое решение: удовлетворить ходатайство следствия и отправить Лебедева в СИЗО на два месяца, до 16 декабря.