Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Демократия рекламных бюджетов

Соцопросы украинских избирателей отдают победу на предстоящих выборах в Верховную раду президентской Партии регионов

, ,
Предвыборная кампания в Верховную раду Украины выходит на финишную прямую. Последние, пока еще разрешенные к публикации соцопросы прогнозируют победу действующей власти, оппозиция не верит. Борьба между партиями за виртуальные голоса избирателей дошла уже до подачи судебных исков против социологов. Сама же кампания бьет рекорды по числу нарушений в мажоритарных округах. Выборы депутатов пройдут 28 октября.

Уже в следующую среду на Украине вступает в силу запрет на публикацию результатов предвыборных опросов. Готовясь к этой дате, социологические компании поспешили опубликовать свои исследования по электоральным предпочтениям избирателей. Все без исключения опросы показали приятный для пропрезидентской Партии регионов результат. Партия власти остается лидером, а ее отрыв от ближайших соперников настолько велик, что, даже случись в местной политике какие-то апокалиптические события, они вряд ли смогли бы за оставшиеся две недели отобрать у соратников президента Украины Виктора Януковича первое место.

Два опроса, проведенные в конце сентября — начале октября Киевским международным институтом социологии (КМИС), отдают Партии регионов 30,6—33,4% голосов тех избирателей, которые намерены принять участие в голосовании и уже определились с выбором. Второе и третье место делят оппозиционная партия УДАР, созданная боксером Виталием Кличко, и «Объединенная оппозиция», созданная на основе партии Юлии Тимошенко «Батькивщина». Их рейтинг колеблется от 19,1% до 21,5%,

при этом социологи подчеркивают, что разные опросы отдают второе место то УДАРу, то «Батькивщине».

Нынешняя парламентская кампания стала наглядным свидетельством того, что качественная, креативная и массовая реклама может иметь для успеха едва ли не большее значение, чем программа партии. Доказательством стала кампания коммунистов.

До недавнего времени всем казалось, что Компартия Украины приближается к своему закату: в 2006 году за нее проголосовало меньше 4% избирателей, в 2007-м — 5,4%. На президентских выборах 2010 года лидер КПУ Петр Симоненко подтвердил тенденцию, набрав 3,54%.

Но весной — летом нынешнего года коммунисты «выстрелили», одними из первых запустив яркую и запоминающуюся рекламу со слоганом «Вернем страну народу», выполненную в стиле советского агитпропа. «Эй, олигарх, постой! Завод был построен не тебе, не тобой» — гласит один из плакатов. «Чтобы меньше рабочим платить, изобрел олигарх безработицу...» — начинается стих на соседнем.

Несмотря на кажущуюся наивность коммунистической агитации, практика использования такой «несерьезной» рекламы показала: она работает. С начала года поддержка коммунистов выросла в несколько раз. По последним опросам, они уверенно занимают четвертое место с рейтингом порядка 13%.

В новый украинский парламент проходят и крайне правые: националистической партии «Свобода» социологи предрекают от 6,7% до 7,8%, что достаточно для преодоления пятипроцентного проходного барьера. А учитывая, что в части мажоритарных округов на Западной Украине видным представителям «Свободы» также гарантирована победа,

новая Верховная рада непременно станет полем фракционного сражения непримиримых врагов — коммунистов и националистов.

Правило о важности рекламы распространяется также и на лидеров гонки. Партии регионов сложно похвастаться ощутимыми для граждан достижениями в реальной экономике, а потому ее кампания оказалась сосредоточена на критике оппонентов. Украинское телевидение изо дня в день напоминает о кризисе 2008—2009 годов, задавая вопрос телезрителям: «Вы хотите туда вернуться?»

Объединенная оппозиция запустила кампанию, основанную большей частью на образе Юлии Тимошенко и на теме ее незаконного ареста. Однако желание «освободить Юлю» в народе оказалось не столь сильным, как на это рассчитывали лидеры партии. И если весной рейтинги «Батькивщины» и Партии регионов были равны, то сейчас разрыв между ними стал более чем значительным. Оппозиционно настроенные избиратели в основной массе, конечно же, не перешли в ряд сторонников власти, но распределились среди потенциального электората других партий — УДАРа Виталия Кличко, «Свободы», а также коммунистов, антиолигархическая кампания которых, к слову, отчасти напоминает риторику Юлии Тимошенко.

Лишь одна политическая сила на Украине не смогла получить достойный результат от вложенных в рекламу денег. Партия «Украина, вперед!» под руководством Натальи Королевской, бывшей соратницы Тимошенко, по оценкам наблюдателей, может оказаться самым дорогим провалившимся избирательным проектом в украинской истории.

Рекламная кампания Королевской заслужила эпитет «ковровое бомбометание». Этим летом она была самым крупным скупщиком рекламных мест, эфирного времени и проплаченных материалов в печатных СМИ.

«Украина, вперед!» привлекла в свой список футболиста Андрея Шевченко, уговорив того объявить о завершении спортивной карьеры.

К началу осени это позволило партии достичь показателей, гарантирующих попадание в парламент. Однако к октябрю рейтинг «Украины, вперед!» резко сдулся: сегодня социологи дают Королевской под 3% поддержки. Очередной соцопрос, свидетельствующий о провале проекта Королевской, привел к судебному иску. В четверг «Украина, вперед!» потребовала, чтобы компания КМИС и фонд «Демократические инициативы» отозвали свои рейтинги, порочащие репутацию партии. Доказывая свою правоту, Королевская заявила в интервью украинскому «Коммерсанту», что доверяет лишь опросу, проведенному ее штабными работниками, который якобы показал рейтинг около 7%.

Недовольные опубликованными рейтингами и лидеры оппозиции. Так один из ее лидеров, заместитель Юлии Тимошенко в партии «Батькивщина» Александр Турчинов в начале недели обнародовал свой вариант рейтингов: «По нашим оценкам, при проведении выборов на этой неделе Партия регионов никогда не взяла бы больше 23—24%, а оппозиция никак не смогла бы взять меньше 30%». Впрочем, от иска в адрес социологов, предоставивших другие данные, он воздержался.

Стоит отметить, что даже повторение на выборах 28 октября хороших результатов, показанных в соцопросах, отнюдь не гарантируют победы. Верховная рада на предстоящих выборах будет формироваться по смешанной системе. Кандидаты, избранные по партийным спискам, получат лишь 50% мандатов, а оставшиеся места займут депутаты-одномандатники. И если по партийной части оппозиция совместными усилиями еще может сделать рывок и обойти провластные структуры, то в мажоритарных округах эта задача практически неосуществима, что признают даже оппозиционные политики.

«По партийным спискам мы можем получить большинство, по мажоритарным — есть вопросы», — с сожалением заявил на днях лидер списка «Батькивщины» Арсений Яценюк.

Для победы в округах нужен прежде всего финансовый и административный ресурс, который есть у власти и которого нет у оппозиции. Кроме того, в регионах идут также независимые кандидаты. А они после попадания в Раду почти наверняка начнут сотрудничать с властью, которая, если надо, найдет рычаги давления на бизнес любого новоприбывшего парламентария.

Именно борьба за мажоритарные круга стала наиболее жесткой составляющей нынешней кампании на Украине. Если в ее начале наиболее распространенным нарушением было использование административного ресурса в пользу того или иного из кандидатов, то в последние недели все чаще сообщается о случаях прямого подкупа. «Мы выражаем серьезную обеспокоенность в связи с отсутствием эффективных санкций в случаях, когда фиксируется покупка голосов. ЦИК только направляет предупреждения кандидатам, без административных или уголовных последствий», — говорится в опубликованном в четверг промежуточном отчете миссии международных наблюдателей ENEMO.

Учитывая, что милиция и местное самоуправление во многих отдаленных регионах полностью находятся под контролем местного кандидата от власти, скупщики не особо и скрывают свою деятельность. В СМИ то и дело появляются репортажи и видеосъемки того, как людей собирают в сельских домах культуры, раздавая им по 50 гривен (порядка 200 рублей) и пакеты с продуктовыми пайками, обещая дать следующий «транш», если кандидат выиграет в их округе. В нескольких округах оппозиция оспаривала эти действия в суде, но ни одно дело выиграть не удалось.

«У нас серьезные опасения по поводу дня голосования», — заявил вчера в этой связи руководитель миссии ENEMO Питер Новотни. Впрочем, его пессимистические прогнозы могут и не оправдаться. Партия регионов в союзе с коммунистами способна получить устойчивое большинство в парламенте и без фальсификаций, а потому, скорее всего, не пойдет на явные масштабные нарушения, способные привести к международной изоляции Украины.

Новости и материалы
Медведев заявил, что Россия рассчитывает только на свои силы в конфликте на Украине
В Канаде зафиксировали крупнейшую за девять лет вспышку кори
«Всегда отговорки»: названа причина, по которой «Спартак» не борется за медали
В Киргизии запретили электронные сигареты
Под Смоленском юноша попытался устроиться на удаленную работу и лишился сбережений
В Киеве частично прекратила работу система оповещения о воздушной тревоге
Первый гол Головина в сезоне принес «Монако» победу в чемпионате Франции
Студентка из Москвы слетала в Нижневартовск, чтобы отдать мошенникам почти миллион рублей
Фетисов сравнил Кубок Первого канала с Матчем всех звезд НХЛ
Поисковики нашли два советских самолета времен ВОВ под Новгородом
На Украине разрабатывают для молодежи новый формат контракта с ВСУ
Москвичка лишилась жилья и передала мошенникам 25,6 млн рублей
Москвич изнасиловал знакомую, а потом обокрал ее на 80 тысяч рублей
Сафонов попал в стартовый состав «ПСЖ» на матч чемпионата Франции
В Британии испугались, узнав о скорости полета «Орешника»
Гетц заявил, что не вернется к работе в конгрессе
39-летнюю Екатерину Варнаву высмеяли за волосатые туфли: «Подкрадули мечты»
Пашинян оценил отношение армян к сближению с ЕС
Все новости