Уже в следующую среду на Украине вступает в силу запрет на публикацию результатов предвыборных опросов. Готовясь к этой дате, социологические компании поспешили опубликовать свои исследования по электоральным предпочтениям избирателей. Все без исключения опросы показали приятный для пропрезидентской Партии регионов результат. Партия власти остается лидером, а ее отрыв от ближайших соперников настолько велик, что, даже случись в местной политике какие-то апокалиптические события, они вряд ли смогли бы за оставшиеся две недели отобрать у соратников президента Украины Виктора Януковича первое место.
Два опроса, проведенные в конце сентября — начале октября Киевским международным институтом социологии (КМИС), отдают Партии регионов 30,6—33,4% голосов тех избирателей, которые намерены принять участие в голосовании и уже определились с выбором. Второе и третье место делят оппозиционная партия УДАР, созданная боксером Виталием Кличко, и «Объединенная оппозиция», созданная на основе партии Юлии Тимошенко «Батькивщина». Их рейтинг колеблется от 19,1% до 21,5%,
при этом социологи подчеркивают, что разные опросы отдают второе место то УДАРу, то «Батькивщине».
Нынешняя парламентская кампания стала наглядным свидетельством того, что качественная, креативная и массовая реклама может иметь для успеха едва ли не большее значение, чем программа партии. Доказательством стала кампания коммунистов.
До недавнего времени всем казалось, что Компартия Украины приближается к своему закату: в 2006 году за нее проголосовало меньше 4% избирателей, в 2007-м — 5,4%. На президентских выборах 2010 года лидер КПУ Петр Симоненко подтвердил тенденцию, набрав 3,54%.
Но весной — летом нынешнего года коммунисты «выстрелили», одними из первых запустив яркую и запоминающуюся рекламу со слоганом «Вернем страну народу», выполненную в стиле советского агитпропа. «Эй, олигарх, постой! Завод был построен не тебе, не тобой» — гласит один из плакатов. «Чтобы меньше рабочим платить, изобрел олигарх безработицу...» — начинается стих на соседнем.
Несмотря на кажущуюся наивность коммунистической агитации, практика использования такой «несерьезной» рекламы показала: она работает. С начала года поддержка коммунистов выросла в несколько раз. По последним опросам, они уверенно занимают четвертое место с рейтингом порядка 13%.
В новый украинский парламент проходят и крайне правые: националистической партии «Свобода» социологи предрекают от 6,7% до 7,8%, что достаточно для преодоления пятипроцентного проходного барьера. А учитывая, что в части мажоритарных округов на Западной Украине видным представителям «Свободы» также гарантирована победа,
новая Верховная рада непременно станет полем фракционного сражения непримиримых врагов — коммунистов и националистов.
Правило о важности рекламы распространяется также и на лидеров гонки. Партии регионов сложно похвастаться ощутимыми для граждан достижениями в реальной экономике, а потому ее кампания оказалась сосредоточена на критике оппонентов. Украинское телевидение изо дня в день напоминает о кризисе 2008—2009 годов, задавая вопрос телезрителям: «Вы хотите туда вернуться?»
Объединенная оппозиция запустила кампанию, основанную большей частью на образе Юлии Тимошенко и на теме ее незаконного ареста. Однако желание «освободить Юлю» в народе оказалось не столь сильным, как на это рассчитывали лидеры партии. И если весной рейтинги «Батькивщины» и Партии регионов были равны, то сейчас разрыв между ними стал более чем значительным. Оппозиционно настроенные избиратели в основной массе, конечно же, не перешли в ряд сторонников власти, но распределились среди потенциального электората других партий — УДАРа Виталия Кличко, «Свободы», а также коммунистов, антиолигархическая кампания которых, к слову, отчасти напоминает риторику Юлии Тимошенко.
Лишь одна политическая сила на Украине не смогла получить достойный результат от вложенных в рекламу денег. Партия «Украина, вперед!» под руководством Натальи Королевской, бывшей соратницы Тимошенко, по оценкам наблюдателей, может оказаться самым дорогим провалившимся избирательным проектом в украинской истории.
Рекламная кампания Королевской заслужила эпитет «ковровое бомбометание». Этим летом она была самым крупным скупщиком рекламных мест, эфирного времени и проплаченных материалов в печатных СМИ.
«Украина, вперед!» привлекла в свой список футболиста Андрея Шевченко, уговорив того объявить о завершении спортивной карьеры.
К началу осени это позволило партии достичь показателей, гарантирующих попадание в парламент. Однако к октябрю рейтинг «Украины, вперед!» резко сдулся: сегодня социологи дают Королевской под 3% поддержки. Очередной соцопрос, свидетельствующий о провале проекта Королевской, привел к судебному иску. В четверг «Украина, вперед!» потребовала, чтобы компания КМИС и фонд «Демократические инициативы» отозвали свои рейтинги, порочащие репутацию партии. Доказывая свою правоту, Королевская заявила в интервью украинскому «Коммерсанту», что доверяет лишь опросу, проведенному ее штабными работниками, который якобы показал рейтинг около 7%.
Недовольные опубликованными рейтингами и лидеры оппозиции. Так один из ее лидеров, заместитель Юлии Тимошенко в партии «Батькивщина» Александр Турчинов в начале недели обнародовал свой вариант рейтингов: «По нашим оценкам, при проведении выборов на этой неделе Партия регионов никогда не взяла бы больше 23—24%, а оппозиция никак не смогла бы взять меньше 30%». Впрочем, от иска в адрес социологов, предоставивших другие данные, он воздержался.
Стоит отметить, что даже повторение на выборах 28 октября хороших результатов, показанных в соцопросах, отнюдь не гарантируют победы. Верховная рада на предстоящих выборах будет формироваться по смешанной системе. Кандидаты, избранные по партийным спискам, получат лишь 50% мандатов, а оставшиеся места займут депутаты-одномандатники. И если по партийной части оппозиция совместными усилиями еще может сделать рывок и обойти провластные структуры, то в мажоритарных округах эта задача практически неосуществима, что признают даже оппозиционные политики.
«По партийным спискам мы можем получить большинство, по мажоритарным — есть вопросы», — с сожалением заявил на днях лидер списка «Батькивщины» Арсений Яценюк.
Для победы в округах нужен прежде всего финансовый и административный ресурс, который есть у власти и которого нет у оппозиции. Кроме того, в регионах идут также независимые кандидаты. А они после попадания в Раду почти наверняка начнут сотрудничать с властью, которая, если надо, найдет рычаги давления на бизнес любого новоприбывшего парламентария.
Именно борьба за мажоритарные круга стала наиболее жесткой составляющей нынешней кампании на Украине. Если в ее начале наиболее распространенным нарушением было использование административного ресурса в пользу того или иного из кандидатов, то в последние недели все чаще сообщается о случаях прямого подкупа. «Мы выражаем серьезную обеспокоенность в связи с отсутствием эффективных санкций в случаях, когда фиксируется покупка голосов. ЦИК только направляет предупреждения кандидатам, без административных или уголовных последствий», — говорится в опубликованном в четверг промежуточном отчете миссии международных наблюдателей ENEMO.
Учитывая, что милиция и местное самоуправление во многих отдаленных регионах полностью находятся под контролем местного кандидата от власти, скупщики не особо и скрывают свою деятельность. В СМИ то и дело появляются репортажи и видеосъемки того, как людей собирают в сельских домах культуры, раздавая им по 50 гривен (порядка 200 рублей) и пакеты с продуктовыми пайками, обещая дать следующий «транш», если кандидат выиграет в их округе. В нескольких округах оппозиция оспаривала эти действия в суде, но ни одно дело выиграть не удалось.
«У нас серьезные опасения по поводу дня голосования», — заявил вчера в этой связи руководитель миссии ENEMO Питер Новотни. Впрочем, его пессимистические прогнозы могут и не оправдаться. Партия регионов в союзе с коммунистами способна получить устойчивое большинство в парламенте и без фальсификаций, а потому, скорее всего, не пойдет на явные масштабные нарушения, способные привести к международной изоляции Украины.