Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал неуместными призывы Парламентской ассамблеи Совета Европы, содержащиеся в резолюции, которая сопровождает доклад о выполнении Россией своих обязательств как члена Совета Европы. Члены ПАСЕ призывали Россию, в том числе, усилить независимость судов, улучшить ситуацию со свободой слова и возобновить демократические реформы, прерванные после избрания Владимира Путина президентом.
«Не считаем такие формулировки и призывы уместными и, безусловно, к ним прислушиваться не будем», – заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в четверг, обозначив официальное отношение России к принятой 2 октября в ПАСЕ резолюции.
Ранее Россия устроила демарш, отменив выступление спикера Госдумы Сергея Нарышкина перед ПАСЕ, которое было намечено на 1 октября — российские власти в лице главы делегации в ПАСЕ, председателя комитета по международным делам Госдумы Алексея Пушкова еще до голосования называли резолюцию «недостаточно реалистичной» и обещали, что по требованиям документа Россия с Европой общего языка не найдет.
Документ, обобщающий тезисы многостраничного доклада европейских депутатов Дьёрдя Фрунды и Андреаса Гросса, призывает Россию немедленно ратифицировать протокол № 6 к Европейской конвенции по правам человека (о полной отмене смертной казни), выполнить принятые ранее резолюции по войне между Россией и Грузией, «дать гарантии, которые могли бы реально предотвратить слияние государства и правящей партии», «восстановить полноценный политический диалог с оппозицией, не представленной в Госдуме», а также освободить участниц панк-группы Pussy Riot и вернуть депутатский мандат «эсеру» Геннадию Гудкову.
За день до голосования авторы доклада предложили ПАСЕ принять рекомендацию, которая бы позволила комитету министров Совета Европы следить за выполнением Россией обязательств. Комитет министров, в отличие от Ассамблеи, вправе принимать решения, обязательные к исполнению, и возможность реального контроля СЕ над выполнением требований резолюции вызвала у российской делегации особенно резкое неприятие. Для одобрения рекомендации за нее должны были проголосовать две трети депутатов ПАСЕ. В итоге сама резолюция была принята подавляющим большинством голосов, а для подключения к механизму мониторинга комитета министров в Ассамблее не хватило голосов.