В среду вечером в США прошли предвыборные дебаты между действующим президентом Бараком Обамой и кандидатом от Республиканской партии Миттом Ромни. Телевизионные дебаты традиционно считаются отличной возможностью оценить настроения американских избирателей. Шоу смотрит порядка 60 миллионов человек, которые имеют возможность выразить свое отношение к кандидатам с помощью голосования (аудитория не фильтруется, то есть не учитывается возрастной ценз и другие ограничения, действующие на выборах).
Согласно последним, проведенным до дебатов социологическим опросам, Обама лидировал в гонке, имея некоторое преимущество перед своим соперником. Тем более неожиданно было видеть на трибуне в университете Денвера абсолютно уверенного в себе Ромни, который в течение 90 минут атаковал демократа. По непонятной причине Обама даже не сумел воспользоваться теми темами, которые активно использовались во время его кампании, отмечает Reuters. Не вспомнил действующий президент ни о жесткой позиции республиканца по поводу иммиграции, ни о возможной причастности Ромни к управлению компанией Bain Capital, закрывавшей американские предприятия и переводившей их деятельность за рубеж.
Основной на встрече в Денвере была весьма уязвимая для Обамы тема экономической политики. Кандидаты спорили о размере налоговых ставок, социальной политике и сфере здравоохранения, причем Ромни педалировал тему личной ответственности действующего президента за рецессию. Республиканец стартовал с обвинений администрации демократов в слабом экономическом росте и высоком уровне безработицы (8,1%). Кроме того, правительство стало проводить слишком жесткую линию, препятствуя созданию новых рабочих мест.
«Я обеспокоен, что мы находимся на неверном пути, — подытожил Ромни. — У президента такие же взгляды, как и четыре года назад, когда он вступил в должность: тратить больше, собирать больше налогов, больше регулировать… Это не то, что нужно Америке».
Обама ответил Ромни подробным разбором налоговой политики республиканцев. Предложение сократить сборы на 20% несостоятельно, поскольку стоит бюджету $5 трлн, и эту разницу нельзя покрыть за счет ликвидации налоговых лазеек, на которые рассчитывают республиканцы, заявил он.
«Факт в том, что если вы снизите ставки так, как вы объяснили, губернатор, то будет невозможно придумать столько отчислений и лазеек, чтобы они повлияли лишь на людей с высоким достатком, не создали нового дефицита и не обременили средний класс. Это математика. Арифметика», — сказал Обама.
«Практически все, что он сказал о моем налоговом плане, было неточно», — парировал Ромни.
Демократ, в свою очередь, напомнил, что практически все идеи, которые предлагает Ромни, напоминают налоговые сокращения предшественника Обамы республиканца Джорджа Буша. В 2001 и 2003 году тот продавил подобные предложения через конгресс, что и привело сначала к колоссальному бюджетному дефициту, а затем к «худшей рецессии со времен Великой депрессии», объяснил Обама. Так президент США попытался отбиться от популярного обвинения в том, что при администрации демократов экономика пришла в упадок. Штаб Обамы последовательно настаивает на том, что плохую экономику президент получил в наследство от Джорджа Буша.
Ромни попытался упрекнуть Обаму в том, что его программа медицинского страхования заденет интересы малого бизнеса. На это республиканец получил уверенный ответ: план был разработан на основании программы, которую сам же Ромни и применил, будучи губернатором штата Массачусетс, причем тогда это не привело к сокращению рабочих мест.
Длительный спор республиканца и демократа вокруг допустимости частичного регулирования Уолл-стрит неожиданно разрешился прямо во время дебатов. Ромни после нескольких месяцев противостояния был вынужден признать, что ему, так же как и Обаме, придется сохранять некоторый контроль над рискованными финансовыми операциями.
Соперники не стали радовать телезрителей и политических аналитиков запоминающимися выпадами, Ромни и Обама скорее пытались взять измором, перечисляя факты, приводя цифры, в очередной раз подчеркивая различия между собой. Республиканец лишь упрекнул Обаму в том, что тот слишком часто подглядывает в свои записи. Демократу же пришлось вежливо осадить модератора дискуссии Джима Лейрера с PBS, который не вовремя остановил его выступление. «У меня было еще пять секунд, когда вы меня прервали», — с улыбкой заметил действующий президент.
Согласно исследованию CNN, республиканцу удалось одержать победу в дебатах. Свои голоса ему отдали 67% телезрителей, в то время как Обаму поддержали всего 25%. На этом фоне в ближайшее время возможен рост рейтинга отстававшего до сих пор республиканца.
Ромни особенно важно было одержать победу в теледебатах после очередного скандала: позиции республиканца пошатнула недавно опубликованная видеозапись, сделанная на скрытую камеру. В ролике Ромни говорил, что 47% избирателей (которых он назвал «нахлебниками») зависят от правительства и вряд ли поддержат его кандидатуру.
Обама сделал ставку на то, чтобы сохранить свои лидирующие позиции, и практически все дебаты провел в оборонительном положении. Ошибка президента, по мнению аналитиков, состоит в том, что он был настолько осторожен, что позволил Ромни ярче себя показать.
Портал Politico по итогам дебатов опросил политических аналитиков с просьбой оценить результаты дебатов. Их общее мнение: Обама смотрелся бледно на фоне уверенного в себе Ромни, блиставшего, несмотря на последние неудачи в кампании.
«Я не беспристрастен, но, пытаясь быть настолько беспристрастным, насколько это возможно, я бы сказал, что Ромни сегодня оказал себе услугу, а Обама — нет, — говорит президент Института политических инноваций Том Джованетти. — Ромни показал сумасшедший уровень подготовки к дебатам, которого вообще никто не ожидал. Даже в его собственной кампании».
«Если бы я не знала за кого голосовать, эти дебаты не помогли бы мне определиться, как зачеркнуть мой бюллетень, — комментирует встречу вице-президент Sanderson Strategies, бывший корреспондент The Washington Post Молли Мур. — Это были дебаты чисел, а не сердец. Никто из кандидатов не пытался обратиться к аудитории. Оба слишком часто звучали как школьники, пытающиеся вспомнить заученные фразы. Президент Обама временами больше нервничал, Ромни выглядел более уверенно отстаивающим свою позицию. Ромни выступил сверх ожиданий, Обама не смог соответствовать ожиданиям. Как результат, Ромни выиграл этот раунд по стилю. Но никто из кандидатов не сумел выиграть по существу».
«Ромни выиграл по очкам, по раундам, по стилю, по существу и даже по привлекательности, — считает экс-чиновник госдепартамента Аарон Миллер. — Он рассказывал истории, проводил параллели между собой и простыми людьми, выглядел более расслабленным и сумел приглушить свой образ богача. Он сделал вызов Обаме на его собственной территории. Еще пара таких дебатов, и Бараку Обаме придется искать работу».
До выборов в США остается еще пять недель, в течение которых пройдут еще три встречи между республиканцами и демократами. На следующей неделе, 11 октября, на дебатах в Кентукки встретятся вице-президент Джо Байден и напарник Ромни по президентской гонке Пол Райан.