Как сообщает правозащитная организация «Сирийская обсерватория по правам человека», число жертв вооруженного конфликта в Сирии достигло 30 тыс. человек. Как следует из доклада, более половины жертв были убиты за последние несколько месяцев.
По словам главы организации Рами Абдурахмана, среди убитых — 21 534 гражданских лица, 7322 военнослужащих и 1168 дезертиров из армии президента Сирии Башара Асада. К числу жертв среди гражданских отнесены те лица, которые добровольно примкнули к повстанческим отрядам.
Рекордным днем по числу жертв стала прошедшая среда. По данным телекомпании CNN, в Сирии погибли 343 человека. Только в Дамаске и его пригородах были убиты 162 человека.
Кроме того, в среду в результате перестрелки в сирийской столице пострадали корреспонденты двух иранских телекомпаний, один из которых погиб. Журналисты приехали снимать бои, вспыхнувшие в Дамаске сразу после двух взрывов у здания Генштаба сирийской армии.
Гражданская война в Сирии началась в марте 2011 года. Оппозиция требует отставки президента Башара Асада. В свою очередь официальный Дамаск утверждает, что под прикрытием демократических идей в стране, заручившись поддержкой радикальных группировок исламистов, орудуют «банды вооруженных террористов».
Посреднические усилия международного сообщества за 18 месяцев войны эффекта так и не принесли из-за взаимного отказа конфликтующих сторон принимать в расчет документы, подготовленные либо западными странами (они обычно требуют отставки президента Асада в качестве первичного условия урегулирования конфликта), либо Россией и Китаем (которые возлагают равную ответственность за кровопролитие на правительственные войска и на повстанцев, указывая, что международное сообщество не должно вмешиваться во внутрисирийский конфликт).
Ситуация в Сирии стала главной темой проходящего на этой неделе заседания Совета Безопасности ООН.
Выступая в среду с докладом на тему «Мир и безопасность на Ближнем Востоке», глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что обеспокоен отказом некоторых членов СБ ООН осудить теракты, совершаемые вооруженной сирийской оппозицией. «Отказ некоторых членов Совбеза от осуждения этих терактов вызывает глубокую озабоченность и ставит под вопрос принципиальную линию Совета на противодействие терроризму в любых его проявлениях», — заявил министр.
«Последний всплеск напряженности в регионе, нападение на иностранные посольства в ряде стран, гибель американских дипломатов в Ливии лишний раз подтвердили необходимость бескомпромиссной борьбы с терроризмом, — отметил Лавров. — Важно, чтобы террористы, пытающиеся обратить в свою пользу процессы перемен, получали единодушный отпор международного сообщества везде, будь то в Ливии, Ираке, Йемене или Сирии».
Также Лавров ответил американскому президенту Бараку Обаме и госсекретарю США Хиллари Клинтон, призвавшим с трибуны ООН сирийского лидера Башара Асада уйти. Глава МИД России заявил, что требовать капитуляции режима Асада нереалистично. «Немалая доля ответственности за продолжающееся кровопролитие лежит на государствах, которые одновременно подстрекают противников Башара Асада к отказу от прекращения огня и от диалога, к требованиям безоговорочной капитуляции режима. Такой подход не только нереалистичен, но и фактически потакает методам терроризма, к которым все чаще прибегает вооруженная оппозиция».
Выступая перед американскими СМИ, Лавров заявил, что Россия помогла США в установлении контакта с властями Дамаска по вопросу защиты имеющихся у Сирии запасов химического оружия.
Еще в начале осени в ряде зарубежных СМИ появилась информация, что власти Сирии расположили запасы химического оружия и компонентов для его получения по 20 городам внутри страны. В случае его использования сирийскими властями, заявил тогда президент Франции Франсуа Олланд, «сообщество будет вынуждено провести военное вмешательство». Пригрозил военной интервенцией в Сирию и президент США Барак Обама.
«Мы обеспокоены этим вопросом и довели эту обеспокоенность до сведения сирийского правительства, — заметил глава российского МИД. — Надеюсь, что я не раскрою большого секрета, если скажу, что мы помогли американским экспертам установить контакт с сирийцами по данному конкретному вопросу». Он также уточнил, что «в настоящее время это оружие находится в безопасности».