Руководство сегежской колонии, где отбывает наказание экс-глава компании ЮКОС Михаил Ходорковский, отказалось допустить к заключенному депутата немецкого бундестага от партии «Зеленых» и докладчика ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека Мари Луизе Бек, сообщает пресс-центр адвокатов Ходорковского и Платона Лебедева. Ради встречи Ходорковского с парламентарием от своего права на свидание с сыном отказались родители экс-главы ЮКОСа. Отказ родителей потребовался, поскольку заключенные имеют право на строго лимитированное количество свиданий, напоминает пресс-центр.
Однако во вторник утром «начальник сегежской колонии объявил госпоже Бек, что она не может встретиться с Ходорковским, поскольку у администрации нет заявления от заключенного», сообщает пресс-центр адвокатов Ходорковского и Лебедева.
Мари Луизе Бек сообщает о своем посещении Сегежи в микроблоге в Twitter. «ФСИН был проинформирован об этой встрече задолго до сегодняшнего дня. Ситуация меня сильно нервирует», — написала она во вторник днем. «Интересно, пустят меня к нему все-таки или нет?» — добавила она спустя некоторое время. Ближе к вечеру Бек написала, что «встречи с Ходорковским не будет». Однако, судя по другим записям депутата, она намерена остаться в Сегеже и на следующие сутки и после консультации с адвокатами Ходорковского предпринять еще одну попытку встретиться с заключенным.
Уже в Сегеже европарламентария, судя по ее Twitter, ожидала еще одна неприятность: для заселения в гостиницу у нее потребовали визу, которой у нее нет. «У меня дипломатический паспорт, и виза мне поэтому не нужна. Но администрации отеля требуется виза для того, чтобы меня поселить. Совершенно очевидно, что они боятся незнакомцев, из-за которых их будут подозревать в связях с самым известным заключенным России», — написала Мари Луизе Бек, которую цитирует пресс-центр адвокатов Ходорковского.
Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант подтвердил «Газете.Ru», что родители его подзащитного были готовы уступить свое свидание Мари Луизе Бек. «Действительно, мне известно, что и родители были готовы уступить (право на свидание) в пользу этой дамы, и Михаил Борисович был согласен», — сказал собеседник «Газеты.Ru». Происшедшее в колонии во вторник Клювгант комментировать отказался, пояснив, что не имеет достоверной информации об этом.
Бек о подробностях своего посещения сегежской колонии говорить отказалась. «Мы поехали сюда с информацией от адвокатов, что родители (Ходорковского) передали свое право посещения госпоже Бек», — передала «Газете.Ru» помощник парламентария. «Я не готова говорить о внутреннем разговоре с директором колонии», — добавила депутат. Комментариев из колонии «Газете.Ru» во вторник также не удалось получить.
За девять лет заключения Ходорковского только одному политику удалось посетить его, хотя попытки предпринимались неоднократно. В июле этого года в колонию к Ходорковскому пустили депутата российской Госдумы от партии «Справедливая Россия» Илью Пономарева, который в конце 90-х — начале 2000-х годов руководил дирекцией информационных технологий ЮКОСа. Как писал в Twitter сам Пономарев, его беседа с Ходорковским продлилась около трех часов.
«Газете.Ru» Пономарев сказал, что никаких проблем с проходом на территорию колонии у него не возникло, визит прошел «как по маслу». Право на посещение любых правоохранительных учреждений депутатам дает закон «О статусе депутата», «но у депутата бундестага таких полномочий, конечно, нет», отметил Пономарев.
Впрочем, до недавнего времени таких полномочий фактически были лишены и российские депутаты, следует из статистики пресс-центра адвокатов Ходорковского и Лебедева. В 2004 году, когда Ходорковского в СИЗО «Матросская тишина» пытался навестить другой депутат Госдумы, Олег Столяров, ему это не удалось. Представители Госдумы, ФСИН и Генпрокуратуры дружно ссылались на положения закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которому депутат Госдумы для прохода в колонию или СИЗО должен быть уполномочен Госдумой и иметь при себе разрешение следователя. Позже, когда Ходорковский был в Краснокаменской колонии и Читинском СИЗО, его также пытались навестить депутаты парламента прошлых созывов Владимир Рыжков, Алексей Кондауров и Анатолий Ермолин, но все неудачно.