Фонд развития гражданского общества, который возглавляет экс-руководитель управления внутренней политики администрации президента Константин Костин, опубликовал исследование «Рунет сегодня», проанализировав основные тренды, характерные для российского сегмента интернета к концу 2012 года.
Среди главных выводов экспертов — констатация попыток опробовать «арабский сценарий» в послевыборный период на рубеже 2011-2012 годов.
По мнению экспертов Фонда развития гражданского общества, «в период зимы 2011 — весны 2012 года на пространстве Рунета также были «протестированы» многие сетевые технологии, ранее использовавшиеся в арабских странах. В частности, речь идет о мобилизации людей на оппозиционные акции через массовую рассылку приглашений в социальных сетях, массовая скупка развлекательных сообществ с целью превращения их в протестно-политические, рассылка политического спама. Большая часть этих действий прямо нарушает правила сервисов, однако применение мер по отношению к нарушителям в случае является большой редкостью», а соцсети, «главным образом Facebook, Twitter и YouTube, становятся центральными инструментами координации и мобилизации оппозиционных сил».
Превращение интернета во все более значимый ресурс для оппозиции стало возможным благодаря росту количества пользователей глобальной сети и ее влияния на общественную жизнь страны.
«Осенью 2007 года, по данным ФОМ, количество жителей России, хотя бы раз в месяц пользующихся интернетом, составляло 26,1 млн. человек (23% населения в возрасте от 18 лет). При этом хотя бы раз в неделю Интернетом пользовалось 18% населения, а ежедневно — лишь 10%. К весне 2011 года месячная аудитория интернета выросла в 2 раза до 52,9 млн. человек (46% населения страны старше 18 лет). Россия стала европейским лидером по количеству пользователей интернета. По данным ВЦИОМ на весну 2012 года, ежедневная аудитория сети выросла уже до 38% от населения страны», - гласит исследование фонда, отмечая также экспансию интернета в сельскую местность.
В связи с этим можно говорит о «новом лице Рунета», так как демографический состав интернет-аудитории сильно изменился в силу количественного роста, говорится в исследовании: «Если еще пять лет назад среди активных пользователей Интернета доминировали люди 16-30 лет из Москвы и Санкт-Петербурга, то сегодня эта ситуация изменилась. Более 93% пользователей из тех, кто начал пользоваться Сетью за последние полтора-два года, не являются жителями Москвы и Петербурга. Так, средний возраст российского интернет-пользователя в России, по данным ФОМ, составляет 33 года».
Уже в следующем выборном цикле основным источником информации для россиян станет не телевидение, а именно интернет, говорится в докладе околокремлевского фонда.
«Данная тенденция приобретает особое значение в разрезе предстоящих политических циклов 2016-2018 годов. Если показатели доверия граждан к интернету, как основному источнику информации, продолжат рост, то можно утверждать, что выборы Депутатов Государственной думы ФС РФ в 2016 году и, тем более, выборы президента России в 2018 году пройдут в новой информационной реальности, где главная роль будет принадлежать всемирной Сети», - заключает исследование.
Среди других трендов, отмеченных в исследовании – растущая популярность соцсетей (Facebook, Twitter), пришедшая на смену развлекательным ресурсам и медийным порталам (Mail.Ru, Rambler.Ru), при этом Рунет подвергается активной экспансии со стороны лидеров американских сервисов.
«К настоящему моменту пять из двадцати лидеров Рунета по объему среднедневной аудитории являются не российскими по своему происхождению (Google, Youtube, Wikipedia, Facebook, Twitter). При сохранении данной тенденции, уже через несколько лет может сложиться ситуация, когда большая часть Рунета будет контролироваться иностранными сервисами, расположенными на серверах за пределами России и зарегистрированными в зарубежных доменных зонах», - говорится в исследовании.
В качестве иллюстрации приводится наступление на Рунет гиганта-поисковика Google. Который уже составляет конкуренцию традиционному отечественному лидеру «Яндексу». Также в документе отмечается, что иностранные компании охотно инвестируют значительные ресурсы в российские интернет-концерны: «Яндекс», Mail.Ru, другие, что приводит к тому, что отечественные «гиганты» выходят постепенно из-под российской юрисдикции: например, «Яндекс» официально зарегистрирован в Нидерландах.
Все это, согласно документу, происходит на фоне «практически аномального» роста популярности соцсетей, которыми пользуется, по данным ComScore на апрель 2012 года 99,7% аудитории Рунета. «В последние годы наметился тренд на некоторое уменьшение аудитории российских социальных сервисов в пользу глобальных платформ Facebook и Twitter. За последние 2 года процент пользователей Facebook вырос с 5 до 18% от общего числа пользователей соцсетей, а Twitter — с 2 до 9%», - добавляет исследование.
Директор Фонда развития гражданского общества Костин сказал «Газете.Ru», что, после публикации в прессе, доклад планируется направить во все основные органы государственной власти.
Вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов сказал «Газете.Ru», что выводы фонда имеют право на существование, хотя бы потому, что доля истины в них есть. «Наши исследования точно так же показывают, что соцсети, безусловно, играют роль в координации действий оппозиции, однако задают ли они повестку дня – вопрос, на который нет ответа. Что касается связи происхождения владельца платформы с направленностью дискурса в социальной сети – это точно то же самое, как винить Галилео Галилея в том, что у Сатурна есть кольца лишь потому, что он первым их увидел в телескоп, - говорит Гатов, - Наконец, хочется верить, что следующие выборы действительно пройдут при большем влиянии сетевых ресурсов и меньшем – телевидения, хотя бы потому что соцсети – это интерактивный механизм, и какими бы плохими они не были, они не могут быть исключительно вещательным инструментом. И, конечно, как любой посредник, предусматривающий обратную связь, соцсети лучше психотронной пушки телевидения».
«Мы лишь констатируем довольно очевидные тренды и ни в коем случае не призываем никого к каким-то действиям. Надеюсь, что если действия и будут, то позитивные», - заметил Костин. Депутат Госдумы от «Единой России» из подкомитета по информационной политике Роберт Шлегель сказал «Газете.Ru», что констатируемые в докладе тренды были предсказаны еще несколько лет назад и что оппозиционность Рунета является логичным следствием его развития: «Протест рождался в среде LiveJournal и «Лепры», и уже оттуда перешел в Twitter».
«Конечно, Интернет будет все больше влиять на выборный процесс, и речь идет не только о мониторинге выборов. Полное доминирование интернета над телевидением, в том числе, в общественно-политическом поле – это вопрос всего нескольких лет», - говорит Шлегель, отмечая в качестве других трендов деанонимизацию Рунета, использование краудсорсинга и виртуальных платежей. «Борьба с «иностранными агентами» становится бессмысленной, так как можно просто открыть виртуальный кошелек и собрать необходимые средства, то же самое с идеями или механизмами решения проблемы. Пока делаются только первые шаги в этом направлении, но думаю, в ближайшем будущем это станет крайне популярно, - говорит Шлегель.
Справедливоросс из того же подкомитета Илья Пономарев считает, что Рунет пока не дошел до стадии массового влияния на электоральное сознание, разве что в Москве, однако уже перерос стадию влияния исключительно на медиа-среду.
«Я думаю, что, хотя пока интернет не имеет большого электорального значения, его влияние будет расти и эта ситуация через какое-то время изменится. Что касается того, что наши концерны выходят на внешние рынки, мне кажется, это как раз хорошо для России, и государство должно им в этом только помогать, - считает Пономарев, - При этом никакой опасности искусственного «арабского сценария» в России нет, хотя бы потому что Twitter – далеко не самая популярная соцсеть. По инструментарию соцсети могут использоваться для такого сценария, но его реализация возможна только в случае крайне глупой политики властей, если они провоцируют радикализацию и эскалацию протеста, а не в качестве результата внешнего влияния».