На прошлой неделе команды внешнеполитических лоббистов от украинских властей и оппозиции отправились в Вашингтон, где сенат собрался на последнюю пленарную неделю перед президентскими выборами 6 ноября. Причиной наплыва визитеров из Киева стала жесткая резолюция о ситуации на Украине, вынесенная на рассмотрение верхней платы американского конгресса республиканцем Джеймсом Инхофом.
Изначально сенатор предлагал ввести официальный запрет на выдачу американских виз президенту Виктору Януковичу и генеральному прокурору Виктору Пшонке, но украинским дипломатам удалось добиться отказа от персонализации санкций. Также по настоянию лоббистов от Украины из документа вычеркнули призыв к отзыву из Киева американского посла до решения «проблемы Тимошенко» украинскими властями.
На этом успехи официального Киева исчерпались. В прошлую среду откорректированный документ был единогласно поддержан профильным комитетом сената, а спустя два дня утвержден в целом. Рассмотрение украинского вопроса состоялось глубокой ночью, в 3.30 по местному времени: верхняя палата американского конгресса «подтягивала хвосты» перед тем, как уйти на почти двухмесячный перерыв.
В утвержденной резолюции сенат объявил арест и тюремное заключение Юлии Тимошенко «политически мотивированными», констатировал, что сложившаяся ситуация «подрывает взаимоотношения Украины и США», и призвал госдепартамент ввести «запрет на выдачу виз тем, кто несет ответственность за лишение свободы и ненадлежащее лечение госпожи Тимошенко и более дюжины политических лидеров, связанных с «оранжевой революцией».
Утверждение резолюции стало провалом украинского посольства: в момент, когда ее вынесли на рассмотрение, в зале не оказалось его представителей, так что об утверждении первого официального документа с призывами к введению санкций Киев узнал не от своей дипмиссии, а от представителей украинской оппозиции, находившихся в Вашингтоне.
«Мы были уверены, что вопрос отложен на ноябрь, ведь днем от сенаторов звучали заявления о том, что нужно повременить. Но ночью вопрос снова внесли с повестку и, поскольку возражающих в зале не было, резолюцию объявили принятой. Не было даже голосования как такового», — рассказал «Газете.Ru» один из украинских дипломатов.
Официальная реакция украинского МИДа была обнародована к вечеру субботы и оказалась весьма необычной. Дипведомство подвергло сомнению легитимность решения сената.
«Тяжело серьезно воспринимать документ, принятый прошлой ночью по процедуре, которую, со всей дипломатической сдержанностью, можно назвать как минимум сомнительной», — заявил МИД, выразив сомнение по поводу «мотивов авторов резолюции», которые «любой ценой» добивались ее принятия.
Резкое заявление дипведомства вызвало вопросы даже у союзников команды Виктора Януковича. «Принцип «нападение — лучшая защита» могут позволить себе истеричные женщины в кухонных ссорах с мужьями, но никак не МИД 46-миллионного государства в центре Европы во взаимоотношениях с США, — написал в Facebook глава МЧС Виктор Балога. — Они (дипломаты) думают, что их агрессивность в заявлениях, да еще и в адрес Вашингтона, компенсирует их неспособность предотвратить нежелательные сценарии».
Оппозиция же на минувших выходных и вовсе откровенно высмеивала внешнеполитическое ведомство. «Даже не знаю, чем должны были обкуриться министр Константин Грищенко (глава МИД) и его дипломаты, чтобы выдать такие хамские заявления от имени Украины», — заявил один из лидеров «Объединенной оппозиции», народный депутат Анатолий Гриценко.
Сенатская резолюция носит лишь рекомендательный характер, а окончательное решение о мерах воздействия на Украину остается за госдепартаментом, так что прямой аналогии со «списком Магнитского», которому предстоит стать законодательно закрепленным, пока нет.
Тем не менее в распоряжении госдепа уже есть два варианта «списка Тимошенко», составленных украинской оппозицией. Известно, что в одном из них 13 фамилий — преимущественно прокуроров, судей и представителей пенитенциарной системы, непосредственно участвовавших в деле Тимошенко. Второй, более широкий список содержит 54 фамилии, а возглавляет его президент Виктор Янукович. Оппозиция еще летом передала эти списки своим сторонникам во многих национальных парламентах, добиваясь хотя бы политического заявления о санкциях в адрес украинского руководства. США стали первой страной, где им удалось достичь успеха.
Сторонники Тимошенко уверены, что рано или поздно Запад должен будет ввести адресные санкции в отношении украинского руководства, поскольку иные методы влияния на Киев уже не действуют. «Если на «семью» (близкое окружение Януковича) будут распространены ограничения в передвижении, а его деньги в результате антикоррупционных расследований будут заморожены, то тогда давление подействует», — уверен народный депутат Сергей Власенко, возглавляющий юридическое направление в штабе Тимошенко. Эффективность такого давления подтверждает и реакция Киева на решение сената, считает Анатолий Гриценко. «Резолюция сената не является документом прямого действия, она имеет рекомендационный характер, но даже это так их напугало», — отметил депутат.