Москва и Бишкек договорились об условиях пребывания в Киргизии российской военной базы, это произошло во время визита президента Владимира Путина в страну.
Соглашение, касающееся пребывания объединенной российской военной базы в Киргизии, начнет действовать с 2017 года, сообщает «Интерфакс». Договор рассчитан на 15 лет с возможностью продления на пятилетний срок, он был подписан в присутствии главы России и президента Киргизии Алмазбека Атамбаева.
После подписания документа Путин заявил, что российские военные базы обеспечат стабильность в Центральной Азии после вывода сил НАТО из Афганистана. Атамбаев сообщил, что после 2014 года военно-воздушной базы США Манас в аэропорту Бишкека не будет. «Я всегда говорю, начиная с 2010 года, будучи заместителем председателя временного правительства, затем премьер-министром и в качестве президента, что гражданский аэропорт должен быть гражданским — пассажирским и грузовым хабом, но никак не военно-воздушной базой какой-либо страны», — сказал президент Киргизии.
В свою очередь, Путин пообещал помогать Бишкеку в развитии Манаса после вывода американских военных.
«Кыргызстан заинтересован в том, чтобы аэропорт работал, функционировал, экономически был выгоден, приносил прибыль. В этом случае мы готовы будем подключиться к тому, чтобы наполнить его конкретным экономическим содержанием», — сказал президент России.
Помимо соглашения о военной базе Россия и Киргизия договорились об урегулировании долга республики перед Москвой в размере $489 млн по ранее предоставленным кредитам. Соглашение о списании задолженности было подписано министром финансов Киргизии Ольгой Лавровой и замминистра финансов России Сергеем Сторчаком. Речь в соглашении идет о сумме в $489 млн, $300 млн из которых — долг от 2009 года и еще $189 млн — от 2005 года.
По итогам встречи Атамбаев заявил, что «будущее Киргизии в партнерстве с великой Россией», а также назвал Россию «главным стратегическим партнером Киргизии».
«Мы наконец-то подписали несколько соглашений, которые обсуждались некоторые годами, а некоторые десятилетиями», — отметил глава Киргизии.
Неделю назад стало известно, что Москва близка к заключению соглашения о военной базе с другой страной Центральной Азии — Таджикистаном. 12 и 13 сентября в Душанбе были достигнуты принципиальные договоренности о том, что она будет существовать еще как минимум 20 лет, сообщили сразу несколько источников, близких к переговорному процессу.
Источник Reuters в правительственных кругах в Душанбе подтвердил, что в проекте договора о базе не идет речи об арендной плате.
«В соглашении отсутствует финансовая сторона. Взамен Таджикистан получит скидку на российские вооружения, а офицерский состав будет проходить обучение в российских военных академиях», — уточнил источник.
Вопрос о 201-й российской военной базе обострился после того, как стало известно о финансовых требованиях Душанбе, источники «Коммерсанта» сообщали о сумме в $300 млн. Глава Генштаба Николай Макаров даже заявил о приостановке финансирования развития инфраструктуры военной базы на время переговоров с Душанбе.
Во время встречи совета министров обороны государств СНГ в Калининграде глава таджикского военного ведомства Шерали Хайруллаев объяснил, что республика готовит свой вариант нового соглашения о 201-й базе. «Наш вариант пока никто не видел, как и российский. Мы подготовим свой вариант и отправим российской стороне. Потом две рабочие группы будут искать точки соприкосновения», — отметил глава минобороны Таджикистана.
Вопрос о российских военных базах в Центральной Азии был одной из главных проблем во взаимоотношениях Москвы и стран региона. Особенно эта проблема обострилась во время вторжения американцев в Афганистан в 2001 году, поскольку Вашингтон был заинтересован в создании собственных военных баз в регионе.
Месяц назад стало известно, что Узбекистан объявил себя нейтральной страной, что влечет за собой запрет на размещение военных баз иностранных государств на территории республики. Вскоре в Ташкент прибыл помощник госсекретаря США Роберт Блейк, отменивший свои визиты в Алма-Ату и Бишкек в рамках презентации проекта «нового шелкового пути». По мнению экспертов, он пытался повлиять на изменение узбекского закона о нейтралитете.
Подписание соглашения с Киргизией, успешные переговоры в Душанбе свидетельствуют о готовности Москвы дать адекватный ответ на американскую стратегию в странах Центральной Азии, отмечает гендиректор центра по изучению политических процессов в СНГ при МГУ Алексей Власов.
«Проблемы далеки от окончательного решения, но последние договоренности свидетельствуют о том, что Москва не готова сдавать позиции в регионе», — уверен эксперт.
По его словам, в ответ на американскую стратегию «нового шелкового пути», которая подразумевает под собой налаживание торговых связей стран Центральной Азии с Индией, Пакистаном и Афганистаном после вывода американских войск в 2014 году, Москва отвечает подписанием конкретных соглашений.
«Может быть, Россия и не так четко артикулирует свои планы, зато предлагает практические решения. Объединенная база в Киргизии, а там планируется объединить сразу несколько военных объектов, если будет наполнена конкретным содержанием, станет адекватным ответом Вашингтону», — заключает эксперт.