Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле и его польский коллега Радослав Сикорский выступили за прямые выборы глав институтов Европейского союза. «Мы хотим сделать Европу более демократичной. У нас есть конкретные предложения относительно институтов ЕС. Руководители таких институтов, как Еврокомиссия и Европейский совет, должны выбираться путем прямого голосования», — заявили министры в опубликованной в The New York Times статье. По их мнению, «это будет хорошим ответом на недостаток доверия, который испытывает ЕС в наши дни». Статья была опубликована за день до встречи так называемой группы «Будущее Европы».
Во вторник министры иностранных дел 11 стран — членов ЕС — Германии, Франции, Италии, Австрии, Португалии, Испании, стран Бенилюкс, Дании и Польши — представили доклад о путях выхода из кризиса, который они обсуждали в течение полугода.
«Совместно с другими министрами иностранных дел, входящими в группу «Будущее Европы», мы разработали доклад о том, как преодолеть кризис. Мы должны реформировать экономико-монетарный союз, провести структурные изменения и усилить уровень нашей конкурентной способности. Мы призываем к усилению полномочий на уровне ЕС в части наблюдения за бюджетами стран-членов, обеспечению экономической координации между ними в ключевых для экономического роста сферах и конкурентоспособности. Также необходимо установить эффективный механизм банковского надзора», — заявили главы МИДов, собравшиеся в польской столице еще в понедельник.
Политики выступали с инициативой создания Европейского валютного фонда, который придет на замену Европейского стабилизационного механизма (ESM), который должен будет заработать этой осенью на основе двух существующих ныне фондов — Европейского фонда финансовой стабильности и Европейского механизма финансовой стабилизации.
«Если мы хотим проевропейских решений, мы должны создать проевропейский климат. Отец-основатель ЕС Жак Делор был в курсе недостатков структуры Европейского валютного союза, но компромисс за пределами единой денежно-кредитной политики был невозможен в то время. Теперь мы должны исправить эту ошибку», — подчеркнул Вестервелле.
Однако министры признали, что осуществление этих шагов потребует больших полномочий на европейском уровне. «Поэтому мы также предлагаем усилить Европейский парламент и привлечь национальные парламенты. Создание постоянного совместного комитета между этими парламентами поможет на пути к этой цели», — отметили Вестервелле и Сикорский.
Группа 11 также выдвинула идею наделить европарламентариев правом законодательной инициативы: в настоящее время Европарламент всего лишь одобряет или отбрасывает законопроекты, которые поступают в него от Еврокомиссии.
В докладе «Будущего Европы» министры предлагают «дать толчок демократическому представительству», рассуждая в том духе, что каждая из фракций Европарламента могла бы уже к следующим выборам этого наднационального органа в 2014 году выдвинуть отдельную политическую фигуру, которая бы говорила от имени всех европейских либералов или всех европейских социал-демократов. Проведение выборов, сконцентрированных не на вопросах национальной политики, а на общеевропейской повестки дня, могло бы в перспективе привести к созданию условий и для прямых выборов председателя Еврокомиссии, который бы «самостоятельно назначал членов своего европейского правительства», говорят авторы доклада, вновь реанимируя идею «европейского президента».
В завершении доклада главы МИДов подчеркнули необходимость усиления и укрепления общей внешней и оборонной политики Евросоюза, чему могло бы поспособствовать перераспределение полномочий внутри Еврокомиссии в пользу внешнеполитического комиссариата, который сейчас возглавляет британская баронесса Кэтрин Эштон. Глава германского МИД предложил не только ввести единую европейскую визу, но и создать единую европейскую армию. «Целью является формирование европейской оборонной политики, включающей единые усилия в сфере военной промышленности, в том числе создание единого рынка вооружений. Для некоторых стран – членов группы это со временем будет означать создание европейской армии», – говорится в докладе министров.
Главы МИД 11 стран ЕС предлагают отказаться в будущем от принятия решений на основе консенсуса, который требует согласования позиций всех 27 стран — членов Евросоюза. Вместо этого они предлагают принимать решения квалифицированным большинством.
Правда, эти изменения, если и будут одобрены, вступят в силу только тогда, когда Европейский союз вновь расширится: если в его составе будут по-прежнему оставаться только 27 стран, поправки в основополагающие документы ЕС не заработают. Предложения группы 11 направлены председателю ЕС Херману ван Ромпёю и теперь будут изучаться его помощниками и членами Еврокомиссии.
Общеевропейский кризис начинает вновь сводить национальные правительства вместе, отмечают наблюдатели. И несмотря на то, что не все из 11 работавших над документом национальных делегаций в полной мере согласны со всем, что в нем написано, официальная поддержка более жесткого интеграционного проекта Германией делает эту инициативу весомой. С похожими предложениями в начале сентября выступил и нынешний глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу: выступая перед европарламентариями с ежегодной речью, он предложил внести изменения в Лиссабонское соглашение «для полного раскрытия потенциала финансового союза еврозоны». «Мы должны превратиться в федерацию государств… Вот наш политический горизонт», — провозгласил он.
«Обновленная германская концепция политического союза отражает тот факт, что немецкий политический класс стал больше поддерживать интеграцию по ходу углубления кризиса Еврозоны, — рассуждает на страницах The New York Times директор Центра европейских реформ Чарльз Грант. — Но их партнеры хотят знать, действительно ли серьезно немцы поверили в более интегрированную Европу или их призыв «больше Европы» является эмоциональным ответом в духе «собаки Павлова» на те сложности, с которыми они столкнулись».