«В предварительном варианте договора прописан срок его действия — 29 лет, однако эта цифра может быть изменена в ту или иную сторону максимум на 10 лет, если на последнем этапе переговоров стороны поднимут этот вопрос», — сообщил источник агентства «Интерфакс», знакомый с ходом переговоров, прошедших в закрытом режиме.
Другой источник агентства сообщил, что окончательно вопрос о сроке действия соглашения будет решен на встрече президента Владимира Путина и главы Таджикистана Эмомали Рахмона. По информации российских источников агентства Reuters, главы двух стран могут провести такую встречу уже в нынешнем октябре, чтобы окончательно закрыть вопрос о будущем базы. Но официально встреча пока не анонсирована.
Источник Reuters в правительственных кругах в Душанбе подтвердил, что в проекте договора о базе не идет речи об арендной плате. Ранее некоторые СМИ сообщали, что Таджикистан потребовал от России за базу до $300 млн в год, но ни одна из сторон так и не подтвердила эти данные.
«В соглашении отсутствует финансовая сторона. Взамен Таджикистан получит скидку на российские вооружения, а офицерский состав будет проходить обучение в российских военных академиях», — заявил собеседник Reuters.
По мнению гендиректора центра по изучению политических процессов в СНГ при МГУ Алексея Власова, за последний месяц вероятность того, что Россия приблизилась к сохранению 201-й базы существенно выросла, но соглашение в итоге может быть заключено на таких условиях, подробности которых до конца публике так и не разъяснят.
По словам Власова, таджикская сторона, в принципе, допускает продление пребывания российской базы на 49 лет, но будет настаивать на получении очень больших преференций.
«Мне кажется, что более вероятен вариант какого-то временного, усеченного формата. Хотя для самого Таджикистана тема «сорока девяти» была бы более уместна», — сказал эксперт корреспонденту «Газеты.Ru».
России 201-я база необходима не только из-за намеченного на 2014 год ухода американцев из Афганистана, который является одним из крупнейших мировых поставщиков наркотиков, но и по целому ряду иных причин.
«Вспомните недавние события в Горном Бадахшане. Если предположить, что эта нестабильность распространится на всю территорию Таджикистана, а дальше и на соседние страны Центральноазиатского региона, то это станет прямой угрозой для национальной безопасности России. Таджико-афганская граница — это не только черная зона для наркотрафика и неконтролируемые потоки мигрантов... но и возможность для резкой активизации еще до 2014 года радикальных элементов террористических групп. Встречать угрозы лучше на дальних рубежах», — сказал Власов.