Минрегион внес в Госдуму законопроект, в котором предлагает ввести повсеместные выборы глав муниципальных образований, то есть мэров (текст имеется в редакции).
В поселениях численностью менее ста человек его глава будет избираться на сходе депутатов сельсовета, во всех остальных случаях – на отдельных прямых выборах.
Сейчас в России существуют три варианта структуры органов местного самоуправления. На прямых выборах избирается и мэр, и горсовет (представительский орган власти), мэр становится главой горсовета, а местную администрацию по контракту возглавляет сити-менеджер. Этот вариант появился в российской практике во время первого срока правления Владимира Путина — в 2003 году. Второй вариант – это наличие прямых выборов в муниципальное собрание и прямых выборов мэра, который после победы становится главой горадминистрации.
В нынешнем законодательстве есть еще один вариант устройства местного самоуправления, когда главой муниципалитета становится председатель избранной гордумы, а хозяйством занимается опять же сити-менеджер. От этого варианта Минрегион предлагает отказаться.
Сейчас муниципальным образованиям предлагается выбрать один из первых двух вариантов и самим определить, будут ли избранные мэры обладать реальными полномочиями по вопросам городского хозяйства или же выполнять представительские функции.
Идею вернуть повсеместные выборы мэров в Минрегионе начали обсуждать еще при прошлом главе ведомства Викторе Басаргине, напоминают эксперты «Газеты.Ru». Институт назначаемых сити-менеджеров, которые должны были заменить выбираемых мэров, себя не оправдал и часто подвергался критике. В нескольких городах местные парламенты самостоятельно инициировали возвращение прямых выборов. Например, в марте соответствующий закон был принят в Волгограде, где система сосуществования мэров и сити-менеджеров привела к тому, что главу города не получалось определить в течение года. Правда, в Волгограде выборы состоятся не раньше чем через год.
В законе также содержится предложение разрешить муниципалитетам ввести прямые выборы не только мэра, но и вице-мэра, а также председателя и заместителя председателя контрольно-счётного органа муниципального образования на выборах.
Выборы глав муниципалитетов не коснутся Москвы и Санкт-Петербурга, так как эти города имеют статус субъектов федерации и особую структуру местного самоуправления, пояснил «Газете.Ru» главный редактор ИА «Моссовет» Юрий Загребной. Он предположил, что, возможно, исключение сделают только для муниципальных образований, вошедший в состав «большой Москвы», например города Троицка.
«Единая Россия» в лице своих представителей высказалась в поддержку этого закона, делая акцент на возвращении прямых выборов мэра, а не на вопросе, будут ли народные избранники обладать реальными полномочиями.
«Законопроект вводит обязательные прямые выборы мэров городов населением, что, несомненно, отвечает задачам дня. Ведь речь сегодня идет о комплексной политической реформе, которая не может не затронуть и принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления, — заявил в комментарии сайту «Единой России» член комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко. — При этом законопроект оставляет решение ряда важных вопросов на усмотрение самих муниципалитетов. Например, их уставы будут определять, возглавит ли мэр после победы на выборах администрацию или представительный орган муниципального образования. В последнем случае институт сити-менеджеров продолжит выполнять свои хозяйственные функции. Муниципалитетам будет принадлежать последнее слово и по вопросу избрания председателя контрольно-счетного органа муниципального образования. Словом, законопроект сохраняет за местным самоуправлением высокую степень автономии».
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев оценивает законопроект иначе.
«Проект Минрегиона предлагает убрать одну из трех действующих схем местного самоуправления, что приведет к унификации системы муниципалитетов, что, на мой взгляд, будет неверным шагом. Вместо того чтобы отказаться от практики неформального давления на муниципальные образования, навязывающей им отмену прямых выборов, власть пытается очередным приказом вмешаться в дела муниципальных образований и в очередной раз предложить для разных ситуаций одинаковое решение, — говорит Кынев. — Для большинства регионов прямые выборы мэров – оптимальный вариант, но третья схема, когда главой города становится председатель горсовета, может быть эффективной для этнически сложных регионов, например Дагестана или Карачаево-Черкесии, так как в ней заложен механизм постоянных поисков компромисса внутри политических элит. Для муниципалитетов в таких регионах прямые выборы мэра могут привести к обострению существующих конфликтов. Вместо того чтобы уменьшать количество вариантов местного самоуправления, можно было бы, наоборот, расширить список предлагаемых законом решений, поскольку в мировой практике для разных муниципалитетов существует большой набор механизмов местного самоуправления. Наконец, главная проблема местного самоуправления — это не то, прямые выборы мэра или косвенные, а наличие в конкурсных комиссиях при назначении сити-менеджера представителей региональных администраций, что, по сути, противоречит принципу разделенности местного самоуправления с органами госвласти».