Сотрудники Следственного комитета провели во вторник обыск на небольшом предприятии родителей оппозиционного политика и главы Фонда борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов) Алексея Навального в рамках расследования дела по «Кировлесу».
Оппозиционер объяснил, что «Кобяковская фабрика по лозоплетению», принадлежащая родителям, «типичный малый бизнес с крохотным оборотом». Навальный рассказал «Газете.Ru», что в ходе обыска следователи изъяли все документы, где упоминается его имя.
«Я учредитель этого предприятия, есть документы с моей подписью. Они были изъяты следователями. Моего отца как генерального директора предприятия и бухгалтера вызвали на допрос», — отметил оппозиционер.
Обыски связаны с расследованием дела «Кировлеса», пояснил Навальный. «У них логика такая: ищут везде, где есть мое упоминание. Изымают все подряд, потом будут разбираться», — уверен глава Фонда борьбы с коррупцией.
Он напомнил, что недавно Следственный комитет рассылал в регионы запросы, не обращался ли Навальный в разные организации с предложениями о консультативной помощи и соискании работы на общественных началах.
«Они меня обвиняют в хищении 16 миллионов рублей. Ключевая вещь здесь — финансовая и бухгалтерская экспертиза, им надо где-то взять эти 16 миллионов. В прошлом деле, закрытом, сначала фигурировала сумма 550 тысяч рублей, потом 1,3 миллиона рублей. Как они собираются это доказывать – непонятно. Та же бухгалтерская экспертиза пока не проводилась», — отметил Навальный. Он предположил, что следователи могут приобщить к делу материалы «прослушки» его мобильного телефона.
В конце июля Следственный комитет предъявил Навальному обвинение по ст. 33 и ст. 160 УК (организация растраты чужого имущества в особо крупном размере). По версии следствия, Навальный, являясь советником губернатора Кировской области на общественных началах, организовал хищение имущества кировского областного ГУП «Кировлес». Следствие полагает, что в период с мая по сентябрь 2009 года он организовал хищение более 10 тыс. кубометров лесопродукции, принадлежащей ГУП «Кировлес», в результате чего бюджету Кировской области был нанесен ущерб на сумму более 16 млн рублей.
Дело против Навального пытались возбудить еще в 2010 году, когда прошла доследственная проверка. Навального подозревали в том, что в 2009 году он заставил гендиректора МОГУП «Кировлес» Вячеслава Опалева централизовать сбыт и заключить заведомо невыгодный контракт с ООО «Вятская лесная компания», продавая лес по заниженным ценам, что принесло ущерб предприятию в 1 млн рублей. Именно Опалев обратился в полицию с просьбой возбудить дело. Навальный же объяснял, что его задача сводилась к проведению независимого аудита и рекомендаций областному правительству по повышению прозрачности купли-продажи леса. В ходе аудита он обнаружил, что Опалев продает лес по «серым» схемам через огромное количество филиалов, и добился его увольнения. Версию Навального подтвердил губернатор Кировской области Никита Белых, заявивший, что ни к каким сделкам Навальный причастен не был, так как выполнял другие функции, и что претензии у областного правительства были к Опалеву, а не к оппозиционеру.
В мае 2012 стало известно о прекращении уголовного дела, об этом сообщил сам Навальный в своем блоге. Но спустя несколько недель глава СК Александр Бастрыкин на коллегии ведомства публично отчитал руководителей кировского управления Следственного комитета, которые закрыли дело против Навального, после чего оно было возобновлено.
Помимо «дела «Кировлеса», у Навального дома и в офисе прошли обыски по делу о «массовых беспорядках» на Болотной площади 6 мая, его подозревали в причастности к организации столкновений. В понедельник Мосгорсуд признал эти следственные действия законными, но пока Навальный проходит по этому делу как свидетель.