Сдавшийся в воскресенье властям Таджикистана бывший памирский полевой командир Толиб Айембеков, которого власти страны обвиняли в причастности к убийству генерала госбезопасности Абдулло Назарова, в эфире местного телеканала заявил о лояльности президенту Таджикистана Эмомали Рахмону, сообщает «Интерфакс».
«События в Хороге — это дело рук врагов таджикского народа, и это продолжается до сих пор», — сказал бывший полевой командир в эфире государственного телеканала Горно-Бадахшанской автономии.
Кто именно в данной ситуации является «врагами» — Айембеков не уточнил.
«Я и мой брат сложили оружие и сдались правоохранительным органам ради мира и спокойствия в республике. Мы готовы отвечать перед законом. Пусть судебные органы в рамках законодательства решают, кто виновен, а кто нет. За себя мы ответим.
Мы были сторонниками законного решения вопросов и таковыми остаемся. Мы всегда готовы служить Таджикистану и политике главы государства», — добавил бывший полевой командир.
Власти среднеазиатской республики ранее утверждали, что в убийстве генерала госбезопасности подозревается Айембеков и его приближенные. Бывший полевой командир отрицал свою причастность к смерти Назарова.
Генерал таджикской госбезопасности был убит неизвестными в пригороде Хорога 21 июня. Его служебный автомобиль был остановлен двумя десятками неизвестных, вытащивших Назарова из машины и нанесших ему несколько ударов ножом. Сопровождавшие генерала сослуживцы в происходящее не вмешивались, от госпитализации они отказались.
В ответ на убийство Назарова власти страны провели в Горном Бадахшане спецоперацию. Войска вошли в административный центр автономии Хорог и начали разоружение вооруженных формирований, в том числе группировки Айембекова.
Толиб Айембеков в годы гражданской войны 1992—1997 годов воевал на стороне объединенной таджикской оппозиции (ОТО) против войск президента Эмомали Рахмона, последние несколько лет промышлял контрабандой наркотиков, табака и драгоценных камней, утверждают местные спецслужбы.
По официальным данным, в ходе возникших столкновений между армией и местными вооруженными жителями были убиты 17 силовиков, еще 40 были ранены. В свою очередь, были убиты 30 участников местных вооруженных формирований, еще 41 был задержан, а также погиб один мирный житель.
В свою очередь, оппозиция говорила о том, что жертв среди местного населения в несколько раз больше, и обвиняла власти страны в этнических чистках.
Ситуация в Горном Бадахшане продолжает оставаться напряженной, рассказал «Газете.Ru» таджикский оппозиционер Умарали Куватов.
«Памир до сих пор в блокаде. Правительственные войска все контролируют, проверяют на постах документы. Поэтому один из четырех лидеров оппозиции, который лежит в больнице, заявил о готовности давать показания», — отмечает таджикский оппозиционер.
По его словам, в обострении ситуации в автономной области был заинтересован президент Таджикистана. «В следующем году в стране будут президентские выборы, он хочет максимально разделить разные регионы. Рахмон уже несколько месяцев готовился развязать войну на Памире», — отмечает Куватов. Он прогнозирует, что в ближайшее время ситуация может только усугубиться.
«Где-то в 20-х числах Рахмон будет в Хороге. Не исключено, что на него будет организовано покушение, чтобы начался новый этап этнических чисток», — предполагает оппозиционер.
По его словам, ситуация в Таджикистане взрывоопасная, в ближайшее время это может привести к новому вооруженному противостоянию. «События на Памире показали, что в течение трех-четырех месяцев оппозиция будет сколачивать силу. Пока у нее нет лидера, но силы достаточно. Народ взвинчен и доведен до предела, «арабская весна» может прийти в Таджикистан», — полагает Куватов.