Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев на расширенной коллегии МВД по региону объяснил причины формирования «казачьей полиции», полный текст его выступления приводит сайт ЮГА.ру. С 1 сентября около тысячи казаков совместно с сотрудниками полиции будут участвовать в охране общественного порядка. Казаки будут получать из бюджета Краснодарского края зарплату 20—25 тысяч рублей.
Необходимость создания «казачьей полиции» продиктована необходимостью пресечения переселения на Кубань выходцев из кавказских республик, уверен Ткачев. На новую структуру из краевого бюджета пойдет 650 млн в год.
«Я скажу следующее наблюдение. Есть Ставропольский край — наши соседи, наши братья, и мы видим, насколько там потеряно чувство общности, солидарности и в том числе культурное наследие. И эти земли очень легко завуалируют другие народы. Прежде всего кавказских национальностей. По причине того, что они близко, они интегрируются в Ставрополье. И сегодня мы видим, что количество переселенцев (это и бизнес, и экономика, и родственные связи) переходит в качество. И, по большому счету, уже русская часть населения там чувствует себя некомфортно», — рассуждал Ткачев на коллегии. Он опасается, что подобная ситуация может сложиться и в Краснодарском крае.
«Сегодня я думал и размышлял, что мы еще успеем: между Кавказом и Кубанью есть фильтр — Ставрополье. Но теперь я вижу, что его нет. Следующие — мы с вами. А кто будет отвечать, когда здесь прольется первая кровь? Когда начнутся межнациональные конфликты? А рано или поздно это будет. Я говорю: количество переходит в качество», — уверен губернатор.
Он указывает на ненадлежащее поведение приезжих в регион. «Мы видим, как наши гости ведут себя совершенно по-другому, особенно на побережье. Могут включить национальную музыку и ехать по набережной, где ездить нельзя, обращать на себя внимание. Вести себя нагло, цинично», — объясняет глава Краснодарского края. Иначе ситуация в регионе может развиваться по югославскому сценарию, напомнил Ткачев, приведя в пример историю Югославии, где (цитата) «сначала хорватов было 80%, албанцев — 20%». Вероятно, кубанский губернатор имел в виду конфликт между сербами и албанцами во входившем в состав Сербии крае Косово. Противостояние привело к исходу из непризнанного государства сербского меньшинства.
Ткачев считает, что на сегодняшний день казакам, которых он считает отдельным народом, и — шире — кубанцам необходимо «по-новому отстаивать свою независимость, устои и традиции», причем соотношение численности «русского, славянского народа» и «кавказских народов» (к ним он относит армян, адыгейцев и дагестанцев) должно поддерживаться. Живущие в крае национальные общины, по его словам, «понимают, что миграция с других территорий, засилье и увеличение численности населении той или иной нации помешает им же».
Для сохранения этого соотношения и будет задействована «казачья полиция» и правоохранительные органы.
«Я уверен, у нас нет другого пути — мы будем выдавливать, наводить порядок, спрашивать документы, заниматься миграционной политикой (откуда прибыл, зачем и т. д.). Чтобы те, кто пытается просто «на дурака» сюда приехать, застолбить, заниматься провокациями или неправомерным бизнесом, понимали, что на Кубань лучше не ехать. Здесь кубанцы, здесь у них свои законы, здесь они достаточно жесткие ребята. Есть полиция работающая, есть казачество, лучше я поеду в другое место», — подвел итог Ткачев.
По его мнению, у казаков будет даже больше возможностей, чем у сотрудников правоохранительных органов. «Возможности и права у полицейских и всей правоохранительной системы края и страны достаточно высокие, мы прекрасно понимаем. Но существуют и ограничения, тем более, мы видим, в последнее время, в последние годы, в условиях демократии, повышенного отношения к правам человека, гражданского общества. То, что вчера прощалось милиционеру, сегодня полицейскому не прощается. И административная машина работает против вас», — убеждал полицейских Ткачев. «То, что нельзя вам, казаку можно. В определенной степени, на бытовом уровне, на подсознательном, на понятийном», — говорил он.
Глава Краснодарского края не в первый раз отметился оригинальными трактовками этнонациональных вопросов, но последние инициативы не оставили равнодушными даже его коллег-единороссов. Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев выразил недоумение по поводу инициативы Ткачева.
«Он бы Крымском занимался лучше, чем такие заявления делал! Меня удивляет еще комментарий замминистра Герасимова (Сергей Герасимов — замглавы МВД России. — «Газета.Ru»), который говорит, что этот опыт будет использоваться в других регионах. Я не понимаю, у нас разные страны внутри страны? Или законы в одних регионах соблюдаются, в других не соблюдаются?» — возмущается Сафаралиев.
По его мнению, статус казачьей полиции никак не закреплен в законах. «Почему они должны иметь больше прав, чем полиция, это где-то в Конституции прописано? Или в Краснодарском крае у Ткачева отдельные законы? Может, он решил отделиться и свое государство создать, казачье?» — рассуждает глава комитета Госдумы. «Это меня даже не возмущает, а удивляет. Как может политик такого ранга делать такие заявления, тем более на коллегии МВД. Когда кавказцы выигрывают три золотые медали — они россияне. А когда они куда-то перемещаются — они нежелательные лица», — отмечает Сафаралиев.
Источник «Газеты.Ru», близкий к руководству Краснодарского края, говорит о том, что высказывание Ткачева не случайно, а является проявлением общего политического вектора кубанской администрации.
«Это высказывание нельзя рассматривать отдельно от общего вектора политики Ткачева и его окружения. Давайте посмотрим хронику событий за последний год: создание казачьего движения «За веру, Кубань и Отечество», на учредительный съезд которого в июне 2012 года приехал губернатор Ткачев, потом героизация действий казаков в Крымске после наводнения, когда местная пресса даже приписывала им некоторые заслуги других волонтеров, наконец, показательная травля галериста Марата Гельмана, привезшего на Кубань выставку «Icons» и вынужденного быстро уехать. Теперь вот это выступление. Это не разовая пиар-акция, это последовательная политика», — говорит собеседник «Газеты.Ru».
Собеседник издания говорит, что цель всех этих высказываний одна — поднятие рейтинга действующего губернатора, чтобы в случае перевыборов команда Ткачева — Кондратенко (экс-губернатор Краснодарского края, сейчас сенатор от этого региона) без особых усилий удержала власть.
«Причин тут, скорее всего, две — стратегическая и тактическая. Тактическая — это готовность к отставке, на случай если она все-таки случится по итогам расследования крымских событий, и желание ее предотвратить или же пойти на перевыборы, — рассуждает информированный источник. — Для этого нужен резкий подъем рейтинга в регионе. Вторая причина стратегическая, то есть поддержание этого рейтинга на неизменно высоком уровне при помощи высказываний и демонстрации готовности заниматься самыми злободневными для жителей региона проблемами. А дальше в дело идет социология. На Кубани крайне высокий уровень даже не националистических, но «автономных» настроений, сильна и межнациональная нетерпимость, так как регион курортный, приезжих много, особенно летом. Администрация губернатора проводит соцопрос и выбирает эту тему для него, как стратегически важную. А дальше начинают происходить перечисленные мной выше события».
В доказательство своих слов о настроениях жителей на Кубани собеседник «Газеты.Ru» предлагает проанализировать сообщения региональных СМИ про Олимпиаду: «Вы увидите, что слова «Кубань представляет такой-то спортсмен» встречаются куда чаще, чем «Россию представляет…».
Директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков считает заявление Ткачева «странным» и неуместным для главы региона, особенно в преддверии Олимпийских игр в Сочи. «Есть у нас федеральные законы, по Конституции закреплено право на свободное передвижение граждан нашей страны, и мигрантами могут быть только граждане других стран», — подчеркивает Тишков. Впрочем, вспоминает эксперт, это не первые заявления Ткачева такого характера.
«Ткачев уже делал подобные заявления в начале своей карьеры в отношении армян, получил за это очень справедливые нарекания и вел себя более осторожно. А сейчас опять какой-то рецидив. Он уже выжил из края более 10 тысяч осетинских турок, которые уехали в США и пополнили своим ресурсом другое государство, и, чего он сейчас добивается, непонятно. Я не одобряю это заявление, оно неаккуратное и не соответствует законам Российской Федерации», — говорит эксперт.
Тишков также подчеркивает, что абсурдна и предложенная идея частичного наделения казаков полномочиями полицейских, поскольку полиция — это государственная структура, а казачество — общественная. «Претензии со стороны казачества брать на себя функции государства — они плохо характеризуют как само государство, так и общественные организации казаков. У каждого должны быть свои сферы действия. Если казакам нечего делать, то я не знаю почему. Где были казаки, когда в Крымске бедствие случилось? Почему их не было в тот же день, на другой день?» — подчеркивает Тишков.
«Это какой-то бытовой язык и бытовое мышление, которые для государственного деятеля совсем не подходят», — заключил эксперт в разговоре с «Газетой.Ru».
По мнению члена оргкомитета Российской национал-демократической партии Владимира Тора, создание казачьих войск на Кубани — естественный ответ населения на ситуацию «инородного нашествия на Кубань», реально существующую в регионе. «Русские именно так это ощущают и воспринимают. То, что существующая власть с существующими государственными институтами не решает проблем русского народа на Кубани в частности и в России вообще, — это тревожный симптом, — говорит Тор. — Если проблемы не решаются легальным путем через государственные институты, то рано или поздно подключаются внутренние народные национальные силы и общество начинает создавать собственные гражданские институты для решения этих проблем».