В четверг экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский обратился за помощью к омбудсмену по защите прав предпринимателей и лидеру общественной организации «Деловая Россия» Борису Титову. В своем послании Ходорковский попросил провести общественную экспертизу приговора, который в декабре 2010 года ему вынес Хамовнический суд. Согласно решению по второму делу, Ходорковский и его бизнес-партнер Платон Лебедев должны находиться в заключении до 2017 года (впоследствии этот срок был сокращен Мосгорсудом на год).
Назначенному в июне этого года на должность бизнес-омбудсмена Титову журналисты неоднократно задавали вопрос о его возможной роли в деле Ходорковского. Внимание к возможному вмешательству Титова в дело ЮКОСа подогрели и заявления самого уполномоченного при президенте. В частности,
в одном из своих первых интервью агентству Bloomberg Титов сказал, что Ходорковский «находится в тюрьме слишком долго», а его освобождение «благоприятно повлияет на инвестиционный климат».
Омбудсмен также объяснял, чем он будет заниматься в качестве защитника прав предпринимателей: по его словам, в российских тюрьмах в настоящее время пребывают 13 тыс. человек, осужденных по экономическим статьям, причем права многих из них были нарушены во время судебных разбирательств. Титов объявил, что он будет добиваться освобождения предпринимателей из тюрьмы, в случае если в их отношении вынесли неправосудные приговоры. При этом инициатива о проведении общественной экспертизы судебного решения должна исходить от самих осужденных. Поскольку от Ходорковского до сих пор такого обращения не поступало, никакой экспертизы не проводится, объяснял Титов. «Для нас ценны все предприниматели. К Ходорковскому имеем ровно такое же отношение, как и к другим, — говорил бизнес-омбудсмен неделю назад во время пресс-конференции. — И если он хочет, чтобы мы, как аппарат уполномоченного (по защите прав предпринимателей), помогли ему, мы должны пройти процедуру, которую проходили со всеми».
Теперь Ходорковский официально обратился с письмом к Титову. Текст обращения был опубликован в «Газете.Ru», а также направлен бизнес-омбудсмену по почте через администрацию колонии в Сегеже, где экс-глава ЮКОСа отбывает свой срок. «Прошу вас провести экспертизу приговора Хамовнического суда от 27.12.2010 (с изменениями, внесенными кассационным определением Мосгорсуда от 24.05.2011), вынести суждение о его обоснованности с правовой и экономической точек зрения и по результатам предпринять те шаги, которые вы сочтете необходимыми и возможными», — говорится в обращении.
В своем письме Ходорковский открыто говорит о том, что у него «крайне скептическое отношение к независимости (Титова) от нынешней власти». Общение с бизнес-омбудсменом предприниматель предлагает сделать максимально открытым и вести всю переписку через сайт электронного издания.
«Несмотря на это, я вижу в обращении к вам определенную пользу, — объясняет Ходорковский причины своего обращения. — Предпринимателям полезно знать, какие риски они несут, полагаясь на наше «правосудие», чем им реально может помочь предпринимательский омбудсмен, а главное – каков ваш взгляд на существующую «правоприменительную» практику».
Титов вечером в четверг ответил Ходорковскому, подчеркнув, что тому необходимо «официально, согласно существующему регламенту», обратиться в центр общественных процедур «Бизнес против коррупции». В ответном письме омбудсмен также напомнил Ходорковскому, что центр тесно взаимодействует с представителями «50 различных министерств и ведомств, в том числе правоохранительных».
Совет по правам человека при президенте уже проводил экспертизу второго дела Ходорковского и Лебедева. Рабочую группу возглавила член Совета, судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. К работе были привлечены российские и зарубежные эксперты. Они пришли к выводу, что в действиях Ходорковского и Лебедева не было состава преступления. Кроме того, эксперты не увидели разницы между первым и вторым обвинениями Ходорковского и Лебедева, назвав действия обвинительных властей в их отношении «серийным уголовным преследованием», объясняла Морщакова. Глава Совета Михаил Федотов позднее передал этот доклад президенту Дмитрию Медведеву. Однако, по словам Морщаковой, тогдашний глава государства просто написал на докладе по экспертизе ЮКОСа: «Генеральному прокурору. Рассмотреть». Еще один член рабочей группы Мара Полякова сетовала тогда, что не последовало реакции и от генпрокурора, хотя «генпрокурор должен был не просто сделать какие-то выводы на основе предыдущей проверки, он должен был бы (это положено по Закону «О прокуратуре») ответить на доводы, на аргументы, приведенные в документе, ему представленном для проверки».
Адвокат Ходорковского Константин Ривкин усомнился в перспективах новой экспертизы по делу ЮКОСа. Впрочем, все зависит от того, насколько широкими будут полномочия у бизнес-омбудсмена, которые пока еще не определены.
«На сегодняшний день я очень осторожно смотрю на возможности господина Титова, поскольку уже неоднократно в критических ситуациях к делу Ходорковского и Лебедева привлекалось внимание и президентским Советом по правам человека, и международными организациями, и конкретными политиками… А воз и ныне там, — сказал Ривкин «Газете.Ru». – Если то усилие, которое приложит господин Титов (если он на это отважится), будет последней каплей, которая переполнит чашу терпения правоохранительных структур или судебной системы, то это было бы прекрасно».
Вряд ли обращение Ходорковского к Титову сможет повлиять на дело экс-главы ЮКОСа, также полагает глава профсоюза предпринимателей «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. «Вряд ли это обращение может что-то изменить — дело Ходорковского излишне политизировано. Хотя методы, которые применялись в этом деле, используются против тысяч других предпринимателей», — отметила Яковлева. Она пояснила, что предпринимателей осуждают по статье 160 УК («Присвоение и растрата»), как Ходорковского, или по статье 159 УК («Мошенничество). «Это гигантская проблема, предпринимателей кошмарят по одним и тем же схемам. А возможности Титова помогать пока не очевидны. Хотя есть надежда, что он сможет точечно помогать отдельным предпринимателям, а это уже хорошо».