Уровень поддержки оппозиционных акций резко вырос и практически достиг декабрьского уровня, когда прошли массовые демонстрации против фальсификации выборов в Госдуму. Об этом свидетельствуют данные опроса Левада-центра, проведенного в конце июля.
Мнение россиян по отношению к оппозиционным выступлениям разделилось, причем число их сторонников выросло.
Акции протеста, которые проходят в стране с декабря под лозунгами честных выборов, определенно поддерживают 11% населения, «скорее поддерживает» 31% населения. «Скорее не поддерживает» оппозиционные демонстрации 31%, «определенно против» 16% опрошенных.
По сравнению с мартом и апрелем число готовых принять участие в акциях протеста увеличилось с 8% до 19%. При этом наблюдается поляризация общественного мнения. Сократилось число неопределившихся с отношением к митингам оппозиции: по данным центра, в июле таковых насчитывалось лишь 11%, в то время как с декабря доля затруднявшихся с ответом на вопрос об акциях протеста колебалась в диапазоне от 15% до 19%.
В случае проведения акций протеста против фальсификаций на выборах в них готовы участвовать 19% опрошенных, из них 5% ответили на вопрос об участии «определенно да», говорят июльские данные. Это самый высокий результат за время исследований, в декабре положительно на этот вопрос ответили 15% респондентов, а самый низкий результат был в марте, когда Владимир Путин вновь был избран президентом – всего 8%.
Протестные настроения в обществе этим летом и осенью сохранятся на прежнем уровне, считает 41% опрошенных, в январе так считали 29%, в марте — 34%. Протестные настроения будут расти, уверены 18% респондентов, выше результат был только в декабре — 23%.
Резко сократилось число тех, кто уверен, что протест пойдет на спад. В июле таковых оказалось 24%, что даже ниже декабрьского уровня в 28%. В январе уже 40% опрошенных были убеждены в ослаблении протестного движения, а максимума в 44% эта цифра достигла в апреле.
Ужесточение законодательства, в том числе принятие нового закона о митингах, резко увеличившего штрафы за участие в несанкционированных акциях, а также преследования лидеров оппозиции и дальнейшие меры запугивания сохранятся на прежнем уровне, считают 37% опрошенных. В усилении репрессий убеждены 22% респондентов, 17% считают, что никакого продолжения не будет. И только 4% опрошенных на вопрос об усилении преследования оппозиционеров ответили «его нет» сейчас и «не будет» в будущем.
Общественное мнение фактически подтверждает верность оценок, которые только во вторник в «Ведомостях» представили российские ученые Сергей Гуриев и Олег Цывинский. В своей статье они ссылаются на данные нескольких компаративистских исследований, посвященных стратегии авторитарной власти в условиях нарастания протестного движения. Согласно выводам политолога Кристиана Давенпорта, главнейшим фактором в раскручивании дальнейшего маховика репрессий является сам факт их начала. «Другими словами, если репрессии начались, их уже очень сложно остановить», — резюмировали российские экономисты.
Только 29% россиян считает, что уголовные и административные дела против лидеров оппозиции «имеют под собой реальные основания», 33% опрошенных уверены, что это делается для того, «чтобы запугать лидеров протестного движения и заставить их отказаться от политических действий». Еще 38% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
В стране восстанавливается уровень протестной активности, характерный для декабря-января, отметил замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин. «По данным исследования, за последние четыре недели люди обратили внимание на рост тарифов ЖКХ, цен на алкогольную продукцию, повышение штрафов. Эти события не прошли незамеченными, и у людей появилось желание поддерживать акции протеста. Далеко не каждый готов выйти на улицу, но это определенный фактор влияния на политику», — сказал социолог. Другой причиной резкого роста недовольства он назвал последние законодательные инициативы власти.
«Последние репрессивные законы свидетельствуют о том, что власть отказалась от политического сближения с гражданским обществом. Это очень разочаровало активную часть общества», — заметил эксперт.
В середине июля, представляя данные опроса, согласно которому россияне поддерживают репрессивные инициативы власти, эксперты Левада-центра предупреждали, что их надо интерпретировать аккуратно. Несмотря на то что возвращение в Уголовный кодекс статьи о «клевете» поддержали 58% опрошенных, введение регистрации «иностранных агентов» среди НКО одобрили 45%, а целых 62% поддержали идею ограничить «вредоносный» контент в интернете, более трети респондентов фактически не поняли смысла вопросов, если же судить по уточняющим вопросам, в деталях одобренных «Единой Россией» и Путиным законодательных инициатив разбираются менее половины россиян.
По словам Гражданкина, самый низкий уровень протестной активности был в феврале-марте, когда власть демонстрировала гибкость и готовность идти на контакт с оппозицией. «Теперь власть забрала свои слова обратно, это вызвало напряжение среди активной части общества. Ситуация похожа на сентябрь 2011 года, когда, не обращая внимания на мнение людей, была произведена рокировка Путин — Медведев. Точно так же власть ведет себя и сегодня», — констатировал социолог.
Социологический опрос проводился Левада-центром 20–23 июля, в нем приняли участие 1601 человек из 45 регионов страны.