Во вторник Владимир Путин посетил молодежный форум «Селигер» и пообщался с участниками политической смены, куда впервые приехали представители оппозиции. К приезду из лагеря не стали убирать протестную символику: на своем месте осталась, например, оранжевая фигура протестующего (несмотря на то что символ оранжевой угрозы в ней разглядел посещавший «Селигер» на прошлой неделе председатель ЦИК Владимир Чуров). Более того, напротив картонного силуэта появилась большая растяжка «За честные выборы», а около главной сцены лагеря установили несколько новых арт-объектов в виде фигур митингующих граждан из фанеры.
Изумление старожилов лагеря вызвало появление на «Селигере» реального автозака: ранее ОМОН в работе форума участия не принимал.
Руководитель политсмены Дмитрий Терновский, придумавший позвать на «Селигер» лидеров протеста, утверждал, что даст возможность оппозиционерам встать с транспарантами во время визита, однако желающих делать это не нашлось. Еще утром трех самых ярых «белоленточников» заблокировали в лагере по требованию ФСО и запретили покидать тент, принадлежащий охране форума. Впрочем, через три часа заточения молодых людей отпустили.
— У нас сейчас была проблема с несколькими ребятами из «белых лент». К ним были вопросы от ФСО и ФСБ, сейчас все отпущены и уже находятся в зале, все вопросы решены, — говорил молодежи, собравшейся в самом большом шатре форума, Терновский. Руководитель смены призывал участников «Селигера» к диалогу и просил их воздержаться от «оскорбительных акций», поскольку в этом случае «никакого диалога больше не будет».
В Twitter одно за другим мелькали сообщения о том, что вертолет президента уже сел и нужно подождать «еще чу-чуть». До встречи с Путиным оставалось два часа, а лагерное телевидение, обеспечивающее прямой эфир встречи в интернете, было вынуждено вновь и вновь повторять передачи из архива и короткие ролики о беззаботной жизни молодежи на «Селигере». Коптящихся в шатре людей в ожидании Путина развлекал тележурналист Михаил Леонтьев.
Гость предстал перед публикой лишь в начале пятого. Когда стало ясно, что Путин рядом, молодежь повскакивала со своих мест, стараясь как можно лучше разглядеть первое лицо государства. Гость форума предпочел не проходить мимо собравшихся: в шатер он зашел с тыльной стороны, выбрав, таким образом, самую короткую дистанцию.
— Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин! Если кто не узнал, — чинно объявил в микрофон журналист Леонтьев, перебивая овации молодежи. — Меня удостоили чести модерировать это. Формат у нас свободный. Ограничен лишь временем президента, а также рамками Уголовного кодекса и нормами приличий.
Путин и Леонтьев сели на приготовленный помост. Пока журналист произносил приветственную речь, президент отпускал в микрофон шутки в адрес собравшихся. Леонтьев предложил руководителю смены открыть встречу. Терновский сразу же предупредил Путина, что в зале есть оппозиционеры, и напомнил президенту, что тот год назад сам просил позвать их на форум. Затем молодой человек посетовал, что призывы посетить форум игнорировали некоторые лидеры протеста, а также руководители силовых ведомств и партии «Единая Россия».
— Власть любит ходить по тем островкам спокойствия, которые есть, там, где не задают острых вопросов, — сказал Терновский и добавил, что считает необходимым сократить островок стабильности и «выбивать эту табуретку из-под ног власти».
В шатре начали звучать первые неуверенные крики неодобрения. Путин смотрел на Терновского, как бы не понимая, к чему тот клонит. Руководитель смены, несмотря на недовольное гудение, продолжал говорить. Он рассказал о том, что с утра в лагере задержали нескольких оппозиционеров, но всех, к счастью, уже освободили и даже допустили в шатер на встречу с президентом.
— Амнистия наступила, — усмехнувшись, заметил Путин и сорвал бурные аплодисменты.
— Я считаю, что у нас нет независимой политической системы, — продолжал Терновский. Вызывая все большее неодобрение публики, он перечислял проблемы, поразившие Россию: фальсификации на выборах и общая нечестность власти, полицейская система, незаконные задержания граждан.
— Самое громкое дело — это, я считаю, дело Pussy Riot. Я считаю, что это дело слишком политизировано. Если бы они не произнесли вашего имени в храме, им бы не грозил такой срок, как сейчас, — заявил Терновский Путину.
— Теперь что касается ангажированности СМИ. Мне кажется, что люди очень скоро перестанут смотреть федеральные каналы, — продолжал руководитель политической смены, пытаясь заглушить гул в шатре. Он посетовал на то, что Первый канал в своем сюжете исказил его реплику об оппозиционерах, а затем начал перечислять другие темы, ставшие предметом широкой дискуссии в интернете: «Тимчемко, Ротенберги и кооператив «Озеро».
— До утра будет говорить, — не выдержал наконец Путин и снова сорвал бурные аплодисменты.
— Причина всех этих вопросов во многом — несменяемость власти, — вдруг сказал Терновский. — Вы говорили про «оранжевую угрозу» и про угрозу распада страны. Но нам бы хотелось, чтобы вы задумались о том, что эти проблемы, которые я перечислил, связаны с несменяемостью власти в России.
Путин вместо ответа сказал, что хочет сначала поздороваться со всеми, кто пришел. После вступительных слов о важности «Селигера» он начал рассуждать о том, является ли власть в России несменяемой. Свой ответ начал издалека: «Все меняется. Жизнь меняется, страна меняется, политика меняется… Вопрос, каким темпом и на каких условиях. У нас есть основной закон, называется он Конституция», — сказал Путин и напомнил собравшимся, что у него была возможность изменить ее и остаться на третий срок. Делать этого он, однако, не стал «и перешел на более скромную позицию», после чего избрался на новый срок. Чтобы доказать сменяемость российской власти, докладчик напомнил о том, что состав правительства изменился на две трети, и несколько раз подчеркнул, что министром стал 29-летний молодой человек.
— Пользуясь правами модератора, — вклинился тележурналист Леонтьев. — Если кто-то хочет сменить власть, которую определили две трети страны, то у него это не получится!
Наконец возможность задать вопросы предоставили собравшимся. Помимо встревоживших общественность законов о клевете, волонтерах и НКО, достойных тем для обсуждения нашлось немного: Путину рассказывали о недостатке финансирования молодежных программ и просили организовать «Предселигеры» во всех российских федеральных округах, спрашивали, зачем любители пива организуют свою партию, и выясняли, почему в России питьевая вода стоит больше, чем бутылка пива. Его также просили разрешить выдавать тела террористов семьям, чтобы прекратить таким образом «торговлю трупами» в Дагестане. Один из молодых людей подарил президенту магнитик на холодильник и картину, нарисованную больной ДЦП семилетней девочкой.
Активистка прокремлевского движения «Хрюши против» пожаловалась Путину, что она сама стала жертвой полицейского произвола, раскрыв преступную связь правоохранителей с владельцами магазина, где «продается тухлятина и работает больной туберкулезом сотрудник». Пока девушка рассказывала о своей беде, рядом с ней в зале качала головой двухметровая плюшевая свинья — так выглядит большая часть активистов «Хрюш» во время рейдов по магазинам.
— Стыдно за действия полиции, — покачал головой Путин. — Оставьте мне эту информацию. Но, самое главное, не прекращайте заниматься своей работой.
Маленькая юркая девушка тут же подбежала к президенту и отдала ему в руку синюю папку, вероятно, с материалами дела.
Встреча с Путиным не обошлась и без неловких попыток девушек пофлиртовать. Одна из молодых особ поинтересовалась, какие Путину снятся сны. Дальше всех зашла активистка карликовой организации «Армия Путина», которая напомнила президенту, что в прошлом году на «Селигере» он поцеловал ее в щечку и недвусмысленно намекнула, на продолжение: «У меня есть мечта: я хочу, чтобы мы с вами пообедали». «Я вас услышал», — ответил Путин.
Очередной вопрос прервался репликой Леонтьева, позвавшего врачей в самый центр шатра: кому-то из участников форума стало плохо. К этому моменту некоторые из собравшихся просидели в душном помещении шатра не меньше трех часов.
— Жарко, наверное, — понимающе заметил покрытый испариной Путин.
Тележурналист выбирал из числа желавших задать вопрос людей с большими плакатами и всевозможными знаками отличия в руках. Так дошла очередь и до молодого человека, державшего в руках вырезанную из бумаги галочку — символическое изображение сложенной «белой ленты». Он напомнил, что в декабре прошлого года Путин «довольно интересно прокомментировал этот символ (во время «прямой линии» тот сравнил ленточки на груди протестующих с контрацептивами). Путин довольно улыбнулся, услышав такой вопрос, и ответил, что ему «обидно за людей, которых используют с помощью наработанных за бугром технологий». Про сравнение белой ленты с контрацептивом он говорить так ничего и не стал.
Визитеру задали сразу два вопроса о «деле 6 мая». Оба молодых человека поинтересовались, почему среди фигурантов уголовного дела оказались люди, которых вообще не было на Болотной площади в момент массовых беспорядков.
— Пусть прокуратура проверит, я не в курсе этой ситуации, — сухо ответил Путин.
— Уже обращались», — настаивал молодой человек.
— Что, уже обратились?
— Обратились, не помогает, — сказал участник встречи.
— Давайте обратимся еще раз, — жестко пресек дальнейший диалог президент.
Развернутый ответ на вопрос о «болотном деле» Путин дал ближе к концу встречи, когда ему задали вопрос о существовании в России политзаключенных.
— Что касается массовых выступлений, хотел бы обратить ваше внимание на следующие моменты. А. Они имеют на это право. Б. Государство должно им это право обеспечивать. Но при этом они должны вести себя в рамках закона. Любая деятельность, где кидают камни в полицию, нападают на них, — такое надо давить в зародыше. Мы не допустим таких выступлений, — заявил Путин.
Встречу завершил молодой человек — мастер спорта по дзюдо, который вместо вопроса сказал, что просто хочет порадоваться за дзюдоистов, принесших России золото на Олимпиаде в Лондоне. После аплодисментов он, смущаясь, попросил Путина о рукопожатии, сказав, что поспорил об этом с другом. Президент поинтересовался, на что спорили.
—-На пинок, — сияя, ответил молодой человек.