Спецоперация таджикских силовиков в столице Горно-Бадахшанской области Хороге началась во вторник. Подразделения полиции и спецслужб страны при поддержке боевых вертолетов блокировали два квартала — Хлебзавод и УПД. При этом силовики не сочли нужным оповестить о начале контртеррористической операции местное население, спровоцировав панику. Однако, по сообщениям агентства «Азия-плюс», международные организации, аккредитованные в Хороге, эвакуировали своих представителей из города еще накануне.
Спецоперация идет против банды, которую подозревают в убийстве 21 июля начальника горно-бадахшанского управления главной таджикской спецслужбы, Госкомитета национальной безопасности, генерал-майора Абдулло Назарова.
Назаров был убит неизвестными в пригороде Хорога. Его служебный автомобиль был остановлен двумя десятками неизвестных, вытащивших генерала из машины и нанесших ему несколько ударов ножом. Сопровождавшие генерала сослуживцы в происходящее не вмешивались, от госпитализации они отказались.
Через два дня в Хорог прибыла следственная группа, отрабатывающая единственную версию – злоумышленники пытались «скрыть преступление, в котором были сами замешаны, – контрабанду табачной продукции». Так заявил генпрокурор Таджикистана Шерхон Салимзода. Вскоре было названо и имя ответственного за гибель генерала.
Боевиков возглавляет таджикский же силовик — замглавы Ишкашимского пограничного отряда Толиб Айембеков.
Как утверждают спецслужбы страны, чиновник, в годы гражданской войны 1992–1997 годов воевавший на стороне Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) против войск президента Эмомали Рахмона, последние несколько лет промышлял контрабандой наркотиков, табака и драгоценных камней. Айембеков и его окружение буквально терроризировали область: бандитизм – одно из предъявленных группировке обвинений.
Реальную расстановку сил в Горно-Бадахшанской области представить себе трудно. Этот удаленный район, бывший в свое время оплотом антирахмоновских сил, по-прежнему весьма относительно контролируется центральным правительством. Разобщенный на кланы недофинансируемый регион к тому же является одним из основных перевалочных пунктов для афганского наркотрафика, подталкивая недовольных центральным правительством, в первую очередь симпатизирующих радикальному исламу, к слиянию с местным криминалитетом.
Численность противостоящих правительственным подразделениям боевиков неизвестна. По некоторым данным, их может быть до 200 человек.
Как передает российское специализированное издание «Фергана.ру», в центре Хорога с требованием прекратить насилие днем во вторник собралась спонтанная манифестация.
Уроженцы Горно-Бадахшанской области числом несколько десятков человек собрались и перед зданием посольства Таджикистана в Москве, протестуя против «этнических чисток» на Памире.
В Москве недовольные действовали без согласования со своими землячествами. «Это одна группа ребят из Горно-Бадахшанской области, официальные организации не участвуют в этом, напротив, призывают вех действовать в рамках закона», — заявил «Газете.Ru» председатель Союза таджикистанцев России Абдулло Давлатов. Однако одним из организаторов акции выступил исполнительный директор правозащитной группы «Миграция и право» Сулайман Шохзода.
«Госучреждения и магазины закрыты, город полностью оцеплен, все микрорайоны отрезаны друг от друга, связи с Хорогом никакой нет», — рассказывает «Газете.Ru» Шохзода.
По словам правозащитника, собравшиеся перед посольством в Москве добились встречи с главой дипмиссии Абдулмаджидом Достиевым, до которого были доведены требования схода: обеспечить связь с родственниками в Горно-Бадахшанской области, обеспечить справедливое судопроизводство в отношении тех, кого власти обвиняют в причастности к убийству Назарова, а также вывести войска с территории области.
«На Памире идет этническая чистка. Мы связались по спутниковой связи с родными, которые сообщают, что город бомбят с воздуха», — цитирует «Фергана.ру» председателя Горно-Бадахшанского отделения Социал-демократической партии Таджикистана Олима Шерзамонова.
По его словам, есть многочисленные разрушения и жертвы среди мирного населения. Как сообщает русская служба «Би-би-си», в ходе боев в Хороге погибли до сотни правительственных солдат. Пока официальный Душанбе подтверждает гибель девяти военнослужащих.
Шохзода в разговоре с «Газетой.Ru» назвал число в 150 человек, причем это погибшие как со стороны правительственной, так и среди «взявшихся за оружие».
Раненых солдат вертолетами переправляют в военный госпиталь Душанбе. Столичный аэропорт, по некоторым сообщениям, готовится принять около 60 пострадавших военнослужащих.
Данные о погибших с противной стороны – противоречивые, сообщается о гибели одного из сыновей Айембекова в районе селения Бархоруг. Информагентства также передают известия о гибели Едгора Шомусаламова, одного из бывших командиров войск ОТО, сражавшихся против частей Эмомали Рахмона в начале 1990-х. Шомусаламова «Фергана.ру» называет неформальным лидером Памира. Есть данные и о захваченных боевиках – среди них, сообщает «Интерфакс», пятеро граждан Афганистана.
Путь в Афганистан боевикам отрезан, заверили агентство «Азия-плюс» источники в силовых структурах республики, хотя, как сообщает таджикская служба «Радио Свобода» (организация включена Минюстом в список иноагентов), предводитель вооруженного отряда все-таки бежал на территорию соседнего государства.
Конфликт в Горном Бадахшане – не первый за последние годы. В сентябре 2010 года таджикские силовики вели настоящие бои с группировкой под предводительством Мирзохуджи Ахмадова, бывшего полевого командира ОТО, к которому присоединились его бывшие соратники по вооруженной оппозиции Абдулло Рахимов и Алловиддин Давлатов. Спецоперация была начата в ответ на атаку боевиков на воинскую колонну в ущелье Камароб, жертвами которой стали 23 военнослужащих.