Северные границы Сирии практически оголены. В воскресенье повстанческим отрядам, действующим под эгидой Сирийской свободной армии (ССА), удалось захватить еще несколько контрольно-пропускных пунктов на границе с Турцией. В настоящее время в руках противников президента Башара Асада находятся КПП Баб-эль-Хава, Жараблус и Баб-эль-Салама. Именно через границу с Турцией, куда бежали десятки тысяч беженцев и где расположила свою штаб-квартиру ССА, в последние месяцы сирийским повстанцам шло оружие. Оттуда же в Сирию перебирались и желающие помочь антиасадовскому восстанию.
Разведка Саудовской Аравии располагает данными о том, что на стороне сирийской оппозиции сражаются до 6 тыс. добровольцев из-за рубежа. В «интербригадах» под флагами «Аль-Каиды» (организация запрещена в России) сражаются граждане Алжира, Египта, Туниса, подданные саудовского короля, а также выходцы из Чечни, передает слова источника в Эр-Рияде AFP.
Сирийский наблюдательный совет по правам человека разместил в интернете видео, подтверждающее факт захвата сирийского приграничного КПП боевиками под исламистскими флагами. Как рассказал журналистам AFP предводитель оппозиционного отряда Аммар Дехдех, правительственные войска удалось выбить после трехчасового боя. «Этот КПП имеет стратегическое значение для режима, поскольку этот район лучше всего подходит для установления буферной зоны», — поделился своими соображениями глава повстанческого отряда. Насчет важности этой победы есть, правда, разные мнения. «Захват КПП не имеет стратегического значения, но он важен с точки зрения психологического воздействия, поскольку деморализует силы Асада», — заявил Reuters бежавший в Турцию бригадный генерал Файз Амр.
Среди захвативших КПП Баб-эль-Салама, как передает с места событий репортер AFP, были причисляющие себя к «Аль-Каиде в странах исламского Магриба» (аффилированной с «Аль-Каидой» группировки, контролирующей значительные территории в Сахаре и в зоне Сахеля), а также к «Шуре Талибана (организация запрещена в России) — группировка с похожим названием орудует в неподконтрольной центральному правительству Зоне племен на северо-западе Пакистана. Однако среди оппозиционных бойцов есть не только исламисты, один из повстанцев объяснил, что выполняет приказы «Северной штурмовой бригады» ССА.
Турция за эскалацией конфликта наблюдает не сложа руки. Некогда близкий партнер Асада, Анкара отвернулась от бывшего союзника и почти открыто поддерживает восстание. Отношения между двумя странами окончательно испортились после того, как Анкара объявила об уничтожении 22 июня силами сирийской ПВО турецкого разведывательного самолета. Впоследствии эти сообщения опроверг генштаб турецких вооруженных сил, однако Анкара уже успела отработать к этому времени меры по частичной мобилизации.
В воскресенье, как передают информагентства, к границам с Сирией были переброшены несколько турецких подразделений, оснащенных ракетами «земля-воздух».
Как передает Anadolu, конвой из нескольких ракетных батарей накануне прибыл в город Мардин, вооружения будут распределены между приграничными военными частями.
В выходные бои также были отмечены в Алеппо, втором по величине городе страны, а также в Дейр-эз-Зоре на востоке. По сообщениям мятежников, им удалось захватить школу сухопутных сил в городе Мусалмие в 16 км к северу от Алеппо и значительно пополнить свои запасы оружия.
Отступление правительственных войск не повсеместно — на иракской границе лоялистам, напротив, удалось вернуть под свой контроль два КПП. Силам Асада также удалось взять под контроль восставшие районы Дамаска.
В ночь на понедельник информагентства подтвердили, что правительственным войскам и помогающим им ополченцам-алавитам, известным как «шабиха», удалось вернуть контроль над двумя районами Дамаска, Меззой и Барзой, которые были предварительно подвергнуты артиллерийскому и вертолетному обстрелу (факт бомбардировок государственные сирийские СМИ не подтверждают). В Меззе, передает Reuters со ссылкой на местного активиста, лоялисты расстреляли около 20 человек, которых заподозрили в помощи повстанцам. В Барзе, которую заняли подразделения 4-й механизированной дивизии под командованием брата президента Махера Асада, также были произведены расстрелы.
Общее число погибших в гражданском конфликте, начавшемся в марте прошлого года, достигает около 17 тыс. человек. Международное сообщество не может вмешаться в происходящее из-за сопротивления Москвы и Пекина, боящихся повторения «ливийского сценария», когда западная коалиция при поддержке монархий Персидского залива фактически поддержала одну из сторон в гражданской войне, уничтожив инфраструктуру армии Муамара Каддафи.