Федор Провоторов стал мэром Рязани в 2006 году. В 2008 году он подал в суд иск к телеканалу «Россия» и к заместителю начальника УВД по Рязанской области Владимиру Цепкову. В сюжете шла речь о том, что в регионах России до сих пор идет война криминала, а бандиты нередко уходят от ответственности. «Люди с криминальным шлейфом часто оказываются у власти во многих российских городах. На мэра Рязани Федора Провоторова, или Федю Лысого, бывшего члена рязанской ОПГ, заведено уголовное дело. Его машина насмерть сбила двух подростков, но вину взял на себя друг мэра, который куда-то пропал. А Федя Лысый на свободе и на своем посту», — дословная цитата из программы.
В апреле 2011 года следствие предъявило Провоторову
В разговоре, в частности, был упомянут кандидат-одномандатник от объединения «Единый Касимов» Федор Провоторов. Этого бизнесмена, выдвинутого от группы лояльных власти предпринимателей, попросивший не упоминать его имени кандидат от КПРФ называл не иначе как «Федя Лысый», напомнив, что тот некоторое время назад возглавлял Рязань, однако был отправлен в отставку после цепочки скандалов. Сейчас Провоторов занимает пост директора по развитию Касимовской сетевязальной фабрики и выбирается по округу, где это предприятие расположено. Его победа сомнений не вызывает: голосовать за него будут по большей части сотрудники фабрики.
Попрощавшись с оппозицией, собиравшейся пресекать фальсификации и готовить плов на костре, корреспондент «Газеты.Ru» вместе с другими коллегами, миновав обшарпанные здания Торговых рядов – одного из памятников архитектуры федерального значения – попал на Соборную площадь. На ступеньках одного из зданий сидел номер второй в списке «Единой России», замсекретаря президиума генсовета партии Алексей Чеснаков.
Москвич Чеснаков продемонстрировал знание Касимова, с легкостью провел по нему экскурсию и перечислил городские проблемы, которые предстоит решить.
— Касимов для меня – это надолго, — ответил он на ехидный вопрос журналистов, как скоро он забудет город, в котором так хорошо научился ориентироваться. — Буду сюда приезжать регулярно, сниму квартиру. Чеснаков сказал, что многое узнал, участвуя в кампании как кандидат, а не как политтехнолог, и поведал много действительно трогательных историй о людях, которых забыла власть.
— Почему вы не сделали этого раньше? И почему вы говорите о проблемах местной власти, если «Единая Россия» — это и есть власть? – спросили корреспонденты.
— Всему свое время. Давайте называть вещи своими именами: я считаю, что партии нужны серьезные перемены, — заявил Чеснаков, а секретарь местного отделения «Единой России» Олег Семенов поддержал его, заметив, что с появлением в Касимове политика федерального значения местная власть стала серьезнее относиться к правящей партии. На вопросы о криминальном прошлом некоторых кандидатов Чеснаков пожал плечами, сказав, что у него нет такой информации и вообще этим должны заниматься правоохранительные органы. Однако в народном сознании имя Провоторова ассоциируется с властью и с «Единой Россией». О своем неприятии подобных кандидатов, а потому и партии власти – корреспонденту «Газеты.Ru» говорили многие жители Касимова, пришедшие на избирательные участки.
Нехристианский вид и бюллетени «За Единую Россию»
Первые сообщения о фальсификациях появились уже с утра: на участке №13 наблюдатель буквально поймал за руку человека, пытавшегося вбросить пачку бюллетеней в урну.
— Фальсификатор обратился в бегство, но за ним в погоню бросились московские антифашисты во главе с активистом и наблюдателем Алексеем Гаскаровым, - рассказал корреспонденту очевидец событий. — В итоге тот испугался, зашел в какой-то магазин, чтобы спрятаться от активистов, и сам попросил вызвать полицию.
Участок продолжил работать, во двор подогнали автозак, чтобы увезти фальсификатора. Корреспонденту пояснили, что местная полиция давно не в ладах с городской властью по причине прихода туда людей с криминальным прошлым. Действительно, на всех участках: сотрудники полиции живо реагировали на жалобы и наблюдателей, и представителей комиссий и честно пытались разобраться в избирательном законодательстве.
— Я пришел, чтобы проголосовать против этих, которых я десять лет назад ловил, — пояснил корреспонденту суровый мужчина, пришедший с внуком. – Я – за КПРФ.
В симпатиях к коммунистам признались большинство опрошенных, хотя некоторые говорили, что голосуют «как надо», то есть за партию власти.
Не успел отъехать автозак от УИК №13, как поступил новый звонок: на УИК №2 зафиксировали вторую попытку вброса бюллетеней, а пытавшийся скрыться фальсификатор повредил палец наблюдателю.
— Давай с нами? – предложил корреспонденту «яблочник» Константин Смирнов. Минуту спустя мы уже мчались на самую окраину города, в УИК, расположенный в районе Приокский.
Во дворе толпа. Уже подъехали коммунисты, явно получающие удовольствие от происходящего: вбросы ловятся, явка чуть выше, чем ожидалось.
Фальсификатора заперли в учительской школы, где расположен один из участков, наедине с сотрудником полиции.
— Как вас зовут? Чем вы занимаетесь? - спросил корреспондент.
— Задержанный «Яблоком», — пафосно ответил крепкий юноша в спортивных штанах. На все остальные вопросы он отвечал: «Голосуйте за «Яблоко», «Яблоко» задержало». Через полчаса его увели в наручниках.
В это время на многих участках начались удаления наблюдателей. Основная претензия членов комиссий – желание наблюдателей находиться рядом с урной для голосования: «это нарушает тайну волеизъявления». Разбираться с удалениями приезжали кандидаты вместе с мобильными группами наблюдателей, и уже через пять минут после поступления в Twitter сообщения о конфликте наблюдателя и комиссии на участке собиралась толпа.
Наблюдатели от ЕР и ЛДПР на гостей из Москвы и Рязани реагировали не менее нервно, чем члены избиркома. «Вы одеты не по-христиански», - выговаривал корреспонденту «Газеты.Ru» наблюдатель от ЛДПР. Ему не понравился видневшийся между юбкой и блузкой живот. Наблюдатель от «Яблока» на участке №17 и вовсе схлопотала за блузку с оголенным плечом сразу два официальных замечания.
— Неправославный вид. Вы видите кого-то из членов комиссии в таких блузках? – увещевала наблюдателя пожилая женщина, член комиссии. – Хоть скрепкой плечо прикройте!
На корреспондента «Газеты.Ru» она многозначительно покосилась, пробормотав что голый живот — это некрасиво, а главное – в таком виде негоже находиться на избирательном участке.
Часть наблюдателей, даже одетая в соответствии с касимовскими христианскими канонами, все же была с участков удалена. Член облизбиркома Сергей Скобелев весьма путано прокомментировал, почему удалили наблюдателей, пытавшихся пресечь вбросы у избирательных урн.
— Есть нормы, схема расположения людей на участке. Наблюдатель должен находиться там, где говорит председатель комиссии, иначе это мешает работе. Да, в законе не ограничено право наблюдателя передвигаться по участку, но это не значит, что речь идет о свободном передвижении.
Мы вышли с УИК №17 и встретили замглавного редактора «Новой газеты» в Рязани Романа Сивцова и еще одного кандидата от «Яблока», Андрея Криворотько.
— Тут по улице шел юноша, прятал бюллетени в штаны, спрашивал у местных, где здесь участок. Мы за ним следить пытались, но потеряли.
Внезапно из-за угла появился этот самый парень, явно сбросивший тяжелую ношу. Поправляя спортивные штаны, он подошел к черной «Lada Priora». «Яблочники» и корреспонденты побежали за ним. В машине были несколько молодых людей спортивного вида, заявивших, что «ехали на речку» и мгновенно рванувшие в сторону, от Оки противоположную. В соседней машине – тоже Lada – три девушки, предложившие «хоть обыщите, ничего не найдете». Они долго ждали чего-то и беспокойно следили за корреспондентами и наблюдателями, после чего внезапно вышли из машины и исчезли.
Никаких доказательств, что это были фальсификаторы, не было. Они появились позже, когда мы оказались в местном РОВД. Мы показали полиции снимки автомобилей и услышали, что один из задержанных фальсификаторов признался, что приехал на одной из этих «Лад» и что сам родом из Шацка, как и их бригадиры.
Пока мы разбирались с девушками из «Лады», «яблочнику» Смирнову сообщили по телефону, что на УИК №5 в районе сетевязальной фабрики, где избирается Провоторов, наблюдатели обнаружили, что избирателям раздавали бюллетени с уже проставленной отметкой за «Единую Россию». Попытку фальсификации пресекла одна из избирательниц, обратившая внимание на то, что ей выдали уже заполненный бюллетень. Наблюдатели прекратили голосование и потребовали от председателя комиссии показать все еще не выданные бюллетени. Всего заполненных бюллетеней нашлось 20 штук.
В Twitter появилось предложение всем наблюдателям потребовать от председателей показать еще незаполненные бюллетени. На одном из участков такие обнаружились сразу же, два председателя комиссий сбежали неизвестно куда, еще на двух участках такие бюллетени обнаружились при подсчете голосов.
В процессе всех этих разбирательств кандидаты от «Яблока» и КПРФ обратились к единороссам с предложением встретиться в присутствии прессы перед зданием ТИК, однако те не пришли. Подождав 15 минут, оппозиция начала считать выбывших наблюдателей и открытые для фальсификаций УИКи. Один из них расположен в бедном районе Чижово, где на половине улиц отсутствует мостовая. Там только что удалили члена комиссии с правом совещательного голоса за нахождение у избирательной урны.
Первым, кого корреспондент «Газеты.Ru» встретил на участке, оказался единоросс Семенов. «Нам важно, чтобы к нам претензий не было», — заверил Семенов и сел наблюдать за итогами голосования. Оппозиционных наблюдателей тут было человек 10: они откликнулись на призыв приехать на «незакрытый» участок.
Комиссия была настроена на удивление мирно.
- Все по закону, пересчитываем, - сказала Оксана Есина, моложавая блондинка, председатель комиссии. «Не сходится» один бюллетень: кто-то явно ошибся в подсчетах. Есина спросила наблюдателей, хотят ли они пересчета в третий раз, те заколебались.
- Мы не можем записать в протокол непроверенные цифры, - наконец высказался один из них, и Есина согласилась.
На четвертый раз количество бюллетеней, выданных для голосования за партии, сошлось с количеством, выданных для голосования за одномандатников.
Урны вскрыли, бюллетени полетели на стол. Члены комиссии пытались рассортировать их на беспорядочные кучки и считать вчетвером.
- Это незаконно, - остановили их наблюдатели. – Надо, чтобы считал один, выкликая название партии или фамилию кандидата.
- Все по закону, - согласился вновь председатель и начал подсчет.
На участке 21 «Единая Россия» получила 55%, КПРФ - 28%, ЛДПР - 10% и «Яблоко» - 6%. Часть бюллетеней недействительна.
Комиссия и наблюдатели разошлись, довольные друг другом.
- А какими словами нас только не называли утром. Грозили уголовной ответственностью, — поделилась с корреспондентом одна из членов комиссии.
- Просто были вбросы, все нервные, - попыталась объяснить корреспондент.
- У нас всегда так было, — чуть ли не со слезами на глазах объяснила член УИК. — Я сама председателем была, все было честно. Нам правда мешает, что эти наблюдатели ходят по участку.
- Можно было поставить кресла поближе к урне, чтобы пресекать вбросы, - ответила корреспондент.
- Какие вбросы? – удивилась член УИК.
- Были же вбросы.
- Они не хотели с нами говорить, они скандалили. Зато теперь все видят: мы считали честно, - расстроенно закончила член комиссии
Ночью скандалы продолжались: на некоторых участках количество выданных бюллетеней не сошлось с числом голосовавших, где-то среди непогашенных бюллетеней обнаружили заполненные за «Единую Россию», на нескольких УИК наблюдатели увидели в урнах пачки одинаково заполненных бюллетеней (за «Единую Россию»).
Подсчет голосов на момент сдачи заметки еще не закончен. «Единая Россия» на разных участках набирает от 40% до 55%, КПРФ - от 25% до 35%, «Яблоко» - 5-7% и ЛДПР - 8-11%.