Четверо членов российского Совета федерации — Виталий Малкин, Александр Савенков, Алексей Чернышев и Валерий Шнякин — отправились в Вашингтон пролоббировать перед американскими коллегами идею не принимать «закон Магнитского», который запретит нескольким десяткам российских чиновников въезд в США и лишит их возможности иметь активы на территории американского государства.
Российские сенаторы объясняли в Вашингтоне, что юрист фонда Hermitage Capital Management Сергей Магнитский действительно скончался в СИЗО из-за врачебной халатности, но его арест и содержание под стражей полностью отвечали законам.
Чтобы доказать это, в американскую столицу члены верхней палаты повезли целые папки с документами, которые в рамках парламентского расследования им удалось получить от Генпрокуратуры, Следственного комитета, МВД и Федеральной налоговой службы. «На основе этих документов мы получили огромное количество страниц: документов с допросов, расследований, фактов, финансовых схем с переводами денег. Мы написали обобщающую справку, довольно большую, в которой нет никакой «воды», только официальные документы», — заявил возглавляющий делегацию Малкин на пресс-конференции в российском посольстве, передает РИА «Новости».
Все эти документы нигде не были опубликованы и потому «бесценны» для расследования обстоятельств возбуждения уголовного дела в отношении Магнитского, предъявления ему обвинений и помещения под стражу. Малкин уверяет, что многие его собеседники в Вашингтоне задавались вопросом, почему российские парламентарии не представили эти документы американской стороне раньше.
Вывод, который россияне предлагают разделить американским коллегам, совпадает с версией российских правоохранительных органов: Магнитский сам был одним из участников крупнейшей финансовой аферы, стоившей бюджету 5,4 млрд рублей, а когда следствие слишком близко подобралось к нему, он попытался свалить вину на чиновников. Клиент Магнитского, глава Hermitage Capital Уильям Браудер «украл из российского бюджета колоссальные деньги», подчеркнул Малкин. Утверждения же, что авторами схемы по присвоению налоговых вычетов, переведенных на счета подконтрольных Hermitage Capital фирм, являются российские следователи и налоговики, член Совфеда назвал «полной ахинеей».
Американцы сами могли бы удостовериться в виновности Браудера и его коллег, намекнул Малкин: «Мы бы приветствовали любую правовую помощь, в том числе и с американской стороны, чтобы определить состав «команды», которая украла миллионы долларов из бюджета, и понять, где эти деньги сейчас. Российское следствие на этот вопрос еще не до конца ответило».
Сенаторы при этом не спорят, что за саму смерть юриста все же кто-то несет ответственность. «Невозможно не признать, что ему (Магнитскому) не была оказана нормальная врачебная помощь. Врач, которая им занималась, не имела права заниматься им, она была эпидемиолог, взята по блату... Было просто разгильдяйство», — заявил Малкин.
«Мы полностью согласны, что смерть Сергея Магнитского заслуживает тщательного и полномасштабного расследования. (…) Мы готовы признать, что на теле Магнитского присутствовали следы физического воздействия (законность которого еще предстоит установить), а также, и это более существенно, что ему (Магнитскому) не была оказана своевременная медицинская помощь в связи с заболеваниями, которые у него имелись. Причастные к этому установлены и должны быть привлечены к ответственности», — говорится в докладе, подготовленным в Совете федерации накануне вылета российской делегации.
Автор сенатского законопроекта о «списке Магнитского» сопредседатель Хельсинкской комиссии конгресса США Бенджамин Кардин со своими коллегами встречаться отказался.
«Я думаю, что Россия должна сама решать свои дела. Они должны заняться нарушителями прав человека и привести их к ответственности», — коротко ответил Кардин на вопрос Reuters о причинах его отказа вести переговоры.
В то же время Малкину со товарищи удалось провести переговоры с замгоссекретаря Венди Шерман, автором аналогичного кардиновскому законопроекта в палате представителей Джеймсом Макговерном и другими американскими официальными лицами. Довелось сенаторам встретиться и с одним из главных недоброжелателей путинской России в американском конгрессе бывшим кандидатом в президенты США республиканцем Джоном Маккейном. Встречей, как ни странно, Малкин оказался доволен: «Маккейн вел себя вежливо, неагрессивно, доброжелательно. Сказал: я прочитаю ваш файл и, если он меня убедит, изменю свою позицию. Он даже пообещал в случае необходимости представить в сенате нашу позицию».
Лоббистские усилия российских сенаторов Reuters оценивает как неудовлетворительные. Собеседники гостей из Москвы отмечают простой факт, что если правительство Владимира Путина противостоит принятию «закона Магнитского», то российская оппозиция горячо его поддерживает, и к ней, как утверждает Макговерн, присоединяются и некоторые российские бизнесмены. «Я говорил с людьми из российского бизнеса, которые считают, что это хорошая идея, — цитирует Reuters конгрессмена. — Не только активисты движения за права человека, но многие люди хотели бы, чтобы российское правительство исправило свое поведение и наказало нарушителей прав человека и тех, кто причастен к коррупции».
«Закон Магнитского» полным ходом обсуждается в конгрессе, и то, что он будет принят окончательно, становится все более вероятным.
Законопроект уже был одобрен профильными комитетами по международным делам обеих палат конгресса, и все больше американских законодателей готовы его увязывать с одновременной отменой поправки Джексона — Вэника, мешающего Вашингтону провозгласить в отношениях с Россией «режим наибольшего торгового благоприятствования». На следующей неделе законопроект будет обсуждаться в сенатском комитете по финансам, чей председатель Мак Баукус выступил за объединение двух законодательных инициатив, согласившись с коллегами по комитету, ранее заявившим, что у США должен оставаться инструмент давления на российские элиты. «Конгресс ощущает, что ему действительно надо как-то реагировать, зафиксировать противоречие в отношениях (с Россией), но одновременно это и моральное негодование», — цитирует Reuters главу российских исследований в American Enterprise Institute Леона Арона. «На кону принципиальные вещи: если Россия хочет американских инвестиций, она должна играть по правилам», — писала в среду колумнист The Hill Энн Пенкет, призывая конгресс принять законопроект и указывая, что «дело Магнитского» касается кампании, основанной родившимся в Америке Уильямом Браудером, и касается американских денег».