Силами депутатов от «Единой России» законопроект, возвращающий статью «Клевета» в Уголовный кодекс, прошел первое чтение. КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР голосовали против этого законопроекта. 242 парламентария проголосовали за, 144 — против. Двое депутатов воздержались от голосования.
Законопроект был инициирован председателем комитета по гражданскому, уголовному, процессуальному и арбитражному законодательству Павлом Крашенинниковым, а внесен всего неделю назад его коллегой по партии «Единая Россия» депутатом Александром Хинштейном.
Документом предусматривается многократное увеличение наказания за клевету.
Если в настоящее время за это правонарушение предусмотрен штраф в размере от 1000 до 3000 рублей, то законопроектом предлагается повысить его до сумм, начинающихся с 200 тысяч рублей или же до размера годовой зарплаты осужденного лица.
Верхний предел наказания предусматривает штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в объеме зарплаты от одного года до трех лет, а также лишение свободы до пяти лет. Максимальный срок наказания будет полагаться за ложные обвинения граждан в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.
Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк уже признался, что одним из первых обвиняемых по этой статье может стать политик Алексей Навальный, если тот не прекратит распространять ложную, по мнению единороссов, информацию о «Единой России», Владимире Путине и его окружении.
Впрочем, возможно, до тюремных сроков за клевету дело все же не дойдет: против заключения под стражу за клевету высказался президент Владимир Путин.
На внесение поправок у депутатов и президента всего один день: принять закон во втором и третьем чтении планируется уже в пятницу.
Прежде статья «Клевета» считалась «журналистской» — ею часто пользовалось чиновники и партийные функционеры для сведения счетов с прессой. Так, в 2009 году Россия оказалась на первом месте по количеству уголовных дел против представителей СМИ. Тогда Центр экстремальной журналистики насчитал 60 дел за год (по разным «журналистским» статьям УК). В 95% случаев дела против журналистов возбуждались по заявлениям чиновников и депутатов, отмечали правозащитники.
Статьи о клевете и оскорблении были декриминализованы в декабре 2011 года, поправки вступили в силу с 1 января 2012 года. Законопроект, в котором предусматривалась либерализация целого ряда статей УК, был внесен в Госдуму тогдашним президентом Дмитрием Медведевым, а инициировал изменения министр юстиции Александр Коновалов.
Теперь получается, что единороссы всей фракцией критикуют своего нового лидера (Медведев стал председателем «Единой России» в конце мая 2012 года) и предпринимают шаги по отмене знаковых для него решений.
И возврат статьи «Клевета» — не первый случай ревизии инициатив бывшего президента: комитет по конституционному законодательству и госстроительству решил все-таки отклонить предложение, которое поддержали все четыре парламентские фракции, о том, чтобы передавать свободные мандаты депутата Госдумы не строго по региональному списку кандидатов, а по усмотрению партии. Медведев эту инициативу высказал на встрече с руководством парламентских партий в декабре 2011 года, и сначала Госдума ее приняла в первом чтении, а потом решила отклонить во втором.
Комментируя возвращение в УК статью «Клевета», Павел Крашенинников сказал «Газете.Ru», что говорить о саботаже действий председателя партии со стороны единороссов неверно, так как в новой редакции статья совершенно не похожа на предыдущую. «Все перевернуто с ног на голову: либерализацию Уголовного кодекса, которую осуществил Медведев, никто не подвергает сомнению. Декриминализация клеветы была частью пакета поправок, гуманизирующих уголовное законодательство, и эта статья занимала в нем крайне небольшое место, — пояснил Крашенинников. — Возвращая «Клевету» в Уголовный кодекс, мы детально прописываем квалифицирующие признаки и вводим градацию ответственности, эта статья не станет поводом для экзекуций».
Политолог Дмитрий Орешкин считает, что Путин руками «Единой России» осуществляет последовательную отмену всех немногочисленных достижений президента Медведева.
«За годы своего президентства Медведев под лозунгом «свобода лучше несвободы» провел несколько очень умеренных реформ, направленных на либерализацию политической жизни. С подачи совета при президенте по правам человека были приняты поправки, облегчающие работу НКО, была декриминализована статья «Клевета», и были отменены досудебные посадки в СИЗО для обвиняемых по экономическим статьям. Последнее — единственное, что еще не отменено при Путине, — заметил Орешкин. — Более того, после возвращения в УК статья «Клевета» будет работать в качестве репрессивной меры еще активнее, чем при прошлом президентстве Путина, раз ее вернули в обиход».
Интересно, что Медведев никак не прокомментировал отмену одной из своих важнейших инициатив, добавил Орешкин.
Возвращение в Уголовный кодекс «Клеветы» уже вызвало негодование со стороны журналистского сообщества, хотя Союз журналистов России в лице секретаря Всеволода Богданова законопроект поддерживает, о чем парламентариям с трибуны Госдумы сообщил депутат Хинштейн.
Это высказывание депутата мгновенно получило широкое освещение в соцсетях, и выяснилось, что Союз журналистов России ни с каким профессиональным сообществом не советовался и что оно придерживается совершенно иной точки зрения. В результате часть журналистов написали петицию, требуя проведения консультаций «с реальным журналистским сообществом» и снятия законопроекта с рассмотрения.
На момент сдачи статьи под петицией поставили подписи более 150 сотрудников различных издательских домов.
Впрочем, понимания в Госдуме эта журналистская инициатива пока не нашла. Крашенинников, узнав от корреспондента «Газеты.Ru» о петиции, предложил журналистам прийти к нему на пресс-конференцию в четверг и провести консультации в этом формате.
Впрочем, сомнительно, что эти консультации приведут к сближению позиций сторон: принятие законопроекта во втором и третьем чтении намечено на ближайшую пятницу, и переносить его, несмотря на возражения со стороны гражданского общества, единороссы не намерены.