Во вторник думский комитет по общественным организациям и религиозным объединениям одобрил поправки в законопроект об НКО. Поправки в законодательство о некоммерческих организациях несколько депутатов-единороссов предложили внести в конце июня. Согласно их предложению, НКО, которые занимаются политической деятельностью и при этом существуют на деньги от зарубежных фондов, нужно внести в специальный реестр «иностранных агентов» при Минюсте.
Заседание комитета началось с опозданием в полтора часа — как объяснили сотрудники думского аппарата, задержка была вызвана появлением новых поправок к документу.
В последний момент 59 замечаний в текст внес депутат-«эсер» Геннадий Гудков. Депутат Екатерина Лахова, узнав о причинах задержки заседания, возмутилась и сказала, что надо эти поправки не рассматривать вообще — как поступившие позже заявленного времени (при этом формально время внесения предложений в законопроект еще не истекло). Всего к документу предложили около 100 поправок; помимо Гудкова, свои предложения внесли авторы документа, а также депутат Олег Смолин, Леонид Калашников и член Совета Федерации Борис Шпигель.
Обсуждение поправок началось с того, что председатель комитета либерал-демократ Ярослав Нилов зачитал сообщение о реакции на законопроект президента Владимира Путина. Как и в случае со скандальным законом о митингах, Путин посоветовал доработать документ. «Путин на основе соображений, которые были высказаны правозащитниками, сформулирует свои предложения по поправкам, и он имеет в виду свои предложения сформулировать и отправить депутатам до завтрашнего дня», - сказал Песков РИА «Новости». Кроме того, в Думу поступило обращение председателя Совета по правам человека при президенте Михаила Федотова.
Авторы законопроекта, как и обещали, предложили уточнить в тексте документа термин «политическая деятельность», чтобы «иностранных агентов» среди некоммерческих организаций можно было определять не столь широко. Единороссы Александр Сидякин и Ирина Яровая предложили все-таки оградить от дополнительных юридических обязательств часть НКО, существующих на иностранные деньги. «К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта, защита животного и растительного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества», — говорится в предложении Александра Сидякина и Ирины Яровой. Думский комитет эту поправку одобрил. Таким образом,
под закон по-прежнему попадают некоммерческие организации, которые занимаются образовательной и просветительской деятельностью.
Но в конце заседания в законотворческую деятельность депутатов неожиданно вмешался президент. После перерыва в обсуждении депутаты узнали, что в Госдуму поступил пакет поправок от Владимира Путина. Украдкой поглядывая на журналистов, Нилов поспешил пояснить, что нарушений регламента в этом нет - время для внесения предложений все еще не истекло. Депутат Екатерина Лахова, возмущавшаяся поведением Гудкова, на этот раз молчала и не показывала недовольства. На часах была половина девятого.
Президент предложил вывести из-под удара религиозные организации и государственные корпорации, которые смогут создавать свои НКО, работающие по прежним правилам.
Помимо предложения уточнить понятие «политической деятельности» Путин добавил в законопроект следующее положение: «Нормы законопроекта… не распространять на религиозные организации, государственные корпорации, государственные компании, а также созданные ими некоммерческие организации государственные, в том числе бюджетные». Комитет одобрил и эти предложения президента.
Депутаты, в том числе авторы законопроекта, посчитали возможным отказаться от уже одобренного ими перечня НКО-везунчиков и согласились с президентской редакцией списка.
Пока поправки Путина печатали к обсуждению комитета, Нилов предложил рассмотреть 59 замечаний Гудкова. Яровая поспешила заметить, что считает поведение «эсера» недостойным: внес несколько десятков предложений, а на заседание комитета не явился. «Если в моду входит клоунада — это одна история. Если это серьезная позиция — это другая история», — сказала Яровая. Депутаты приступили к скрупулезному изучению поправок Гудкова-ст. Время от времени Яровая предлагала Нилову прекратить обсуждать предложения «эсера» из-за неявки и отпускала в его адрес едкие комментарии. Все это продолжалось до тех пор, пока замечание Яровой не сделал депутат Туманов, отметивший, что обсуждать других за их спиной некрасиво. «Явился бы — обсудили бы», — резко парировала единоросс. Начинавшуюся перепалку пресек Нилов, заметивший, что на часах и так уже девять вечера, а в Думе «аура разрушена» настолько, что даже «цветы не выживают».
Гудков-ст., в Думу вечером так и не пришедший, стоически воспринял новость о том, что его поправки рекомендовано отклонить. «Посмотрим, что завтра будет», — заявил законодатель.
Почти шесть десятков поправок новой «итальянской забастовкой» Гудков не считает: «Это нормальная законодательная работа», — подчеркнул он в беседе с «Газетой.Ru».
В июне его сын, также депутат Госдумы Дмитрий Гудков, и его коллега по фракции «эсеров» Илья Пономарев попытались, переняв американский опыт «филибастера», застопорить деятельность нижней палаты, представив несколько сот поправок к другому нашумевшему закону — об ужесточении правил проведения митингов и демонстраций. Тогда заседание Госдумы затянулось на 11 часов, но парламентскому большинству удалось успешно преодолеть препоны оппозиционеров и одобрить драконовский законопроект.
До перепалки относительно пакета поправок Геннадия Гудкова комитет отклонил предложение депутата Смолина заменить выражение «иностранный агент» на «иностранным представителем». Депутат Яровая подчеркнула, что такое название, которым, среди прочего, НКО должны будут маркировать всю выпускаемую печатную продукцию, является принципиальной позицией авторов законопроекта.
«Нам не нужны тут «троянские кони», которые будут заниматься политикой на иностранные деньги под покровом ночи. Мы знаем, что у нас некоторые депутаты к вечеру бегали в иностранные посольства. Это их личное дело. Но мы против того, чтобы скрывать от общества информацию» — сказала Яровая.
Депутат подчеркнула, что НКО, занимающиеся политической деятельностью на иностранные деньги, с точки зрения авторов законопроекта, «выполняют агентские поручения».
Депутат Калашников, внесший 21 поправку в текст документа, пришел на заседание профильного комитета, чтобы лично пояснить суть всех своих замечаний. Обсуждение предложений Калашникова заняло у членов комитета час - после въедливого рассмотрения все поправки коммуниста отклонили.
Последней неожиданностью для депутатов стала идея Яровой часть поправок к законодательству об НКО вынести для рассмотрения на осень в отдельный законопроект. Это касается изменений, которые требуется внести в административный кодекс (увеличение штрафов за «злостное уклонение от исполнения обязанностей иностранными агентами») - их должны согласовать с регионами. При этом изменения в уголовное законодательство будут приняты на этой неделе. Члены комитета одобрили эту поправку Яровой.
«Мы прекрасно понимаем, что попытки поставить под сомнение закон будут продолжаться, поэтому, чтобы вообще снять любые, даже малейшие сомнения и подозрения, мы предлагаем сейчас из этой редакции исключить поправки в административное законодательство и изменить срок вступления в силу закона с 90 до 120 дней с момента опубликования», – сказала Яровая на заседании комитета. «Сто двадцать, красивое число», - пожав плечами, сказал Нилов.