От Москвы до Касимова идет прямой рейсовый автобус, время в пути — чуть более 5 часов. Большинство пассажиров — москвичи, которые в Касимове и окрестностях купили дачные дома.
— Мы исторически завязаны на Москву, большинство молодежи вахтовым методом там работает, конечно, протестные настроения столицы играют свою роль, — говорит мне Анна Сайтакова, главный редактор городской газеты «Мещерские вести».
Касимов встречает проливным дождем. Тротуаров здесь, кроме центра города, нет в принципе: жители бредут по колено в воде, со смехом повторяя друг другу: «Сразу видно — Касимов!» Деревянные дома тут чередуются с каменными в три окна: Касимов — столица древнего Касимовского ханства, которое пожаловал великий князь Василий Темный перебежчикам из Казанского ханства, царевичам Касиму и Якубу. С тех пор две культуры живут бок о бок и вполне мирно: дома с резными наличниками соседствуют с каменными постройками с причудливыми крышами.
Протестные настроения здесь довольно сильны, хотя крупных скандалов, связанных с результатами выборов 4 декабря 2011 года или 5 марта 2012 году тут не было. И «Единая Россия», и Владимир Путин получили в Касимове второй с конца результат по области после самой Рязани («Единая Россия» набрала 49,21%, а Путин — 56,43% по городу. — «Газета.Ru»). Сайтакова объясняет это, с одной стороны, близостью Касимова к Москве и ее протестным настроениям, с другой стороны, тем, что Касимов по областным меркам город довольно крупный, 33 тыс. человек, наконец, с третьей стороны, тем, что Рязанская область исторически принадлежит к так называемому красному поясу, где высок процент голосования за КПРФ. Поэтому никаких чудес от «Единой России» областное начальство тут не ждет.
На этом фоне умеренного недовольства роспуск гордумы 17 мая этого года стал для всех полной неожиданностью. Ни один из опрошенных корреспондентом «Газеты.Ru» жителей Касимова не понимает, зачем это было сделано и почему региону потребовались новые выборы. О том, кто такой Алексей Чеснаков, московский единоросс, идущий в списке этой партии в гордуму Касимова под номером вторым, жители города также не в курсе.
Вместе с тем модное в Москве недоверие к власти касимовцы разделяют.
— Какие-то свои махинации пытаются провернуть, ясное дело, — говорит мне пожилой мужчина, с которым мы укрылись от дождя под одним козырьком магазина. Он собирается голосовать за КПРФ.
— Видимо, не тех избрали, вот власть и решила все поменять, убрать неугодных там… Да? — говорит 30-летняя Елена, работающая в Москве бухгалтером и приезжающая в родной город только на выходные — «как на дачу».
— А разве это хорошо, что власть ради своих целей может сделать что угодно, не спрашивая вашего мнения? — интересуюсь я.
— Конечно, плохо, но разве они будут нас слушать, что нам хорошо, что плохо, — логично возражает Елена.
— Взяли и распустили, зачем нам что-то объяснять? Значит надо им так. За кого голосовать буду? Нет, не скажу, вы напишете, а меня уволят, — резюмирует привокзальная продавщица Оля.
Who is Mr Chesnakov?
В отличие от местных жителей городские политические элиты прекрасно себе представляют, как и зачем распустили гордуму Касимова.
Ирина Кленова, экс-депутат Касимовской гордумы от «Справедливой России» и кандидат в депутаты в новую гордуму, рассказывает хронологию событий.
— Я смотрела накануне повестку Гордумы, никакого пункта о роспуске не было, — эмоционально говорит она. — Я всегда накануне заседания захожу, беру повестку. И вот на заседание 17-го мы должны были рассматривать всего несколько мелких вопросов, я даже думала, идти или не идти. И тут мне звонит Алексей Сорокин, тоже депутат нашей гордумы, самовыдвиженец, и говорит: «Ты идешь? Там ведь гордуму распускать будут». Мы пришли, голосовали против, но что «Единой России» наши голоса!»
Роспуск гордумы и текущую кампанию курирует даже не городская власть Касимова, а областная, говорит Кленова.
— Все решения принимаются после звонков в Рязань, да и кампания совершенно по-другому идет. Ко мне сразу после голосования по роспуску подошли несколько единороссов и ехидно сказали: «Новая дума будет совсем иной. Как по-старому больше не будет», — добавляет «эсерка».
Слова Кленовой подтверждает глава горкома КПРФ Василий Канатов.
— Да что тут говорить о роспуске гордумы. Это, по-вашему, гордума? Они просто штампуют решения власти. И я вам сейчас в двух словах объясню, почему распустили их, — говорит Канатов. — Вот эти слова: Красненькая Речка.
Красненькая Речка — это не метафора, а название одного из районов Санкт-Петербурга, где чуть менее года назад также внезапно и без объяснения причин был распущен местный муниципальный совет. Это было сделано ради того, чтобы тогдашняя градоначальница Валентина Матвиенко могла стать депутатом местного уровня и перебраться в Москву в Совет федерации: по закону с 2011 года для того, чтобы стать сенатором, надо быть депутатом Госдумы, областного или местного заксобрания региона, который выдвигает своего представителя в Совфеде.
Действительно, через несколько дней после роспуска гордумы Касимова стало известно, что в новую гордуму вторым номером от «Единой России» выдвигается высокопоставленный партийный функционер, политолог Алексей Чеснаков, курировавший в партии во время выборов в Госдуму направление агитации и пропаганды. После выборов в Госдуму на несколько месяцев Чеснаков несколько отошел от партийных дел — источники «Газеты.Ru» в «Единой России» единогласно говорили, что это связано с потерей должности первого замглавы администрации президента Владиславом Сурковым, в чье окружение Чеснаков входил. Однако в мае на съезде ЕР Чеснаков вернулся в партию и даже вступил в нее, а также был избран на пост замсекретаря президиума генсовета «Единой России», то есть на одну из первых партийных должностей. Собеседники «Газеты.Ru» в партии объясняют это тем, что Чеснакову удалось найти общий язык и взаимопонимание с новым первым замглавы администрации Вячеславом Володиным.
Стоило Чеснакову появиться в Касимове, как от источников, близких к администрации президента, становится известно, что ему это избрание нужно для того, чтобы повторить путь Матвиенко и занять в Совете федерации кресло сенатора от Рязанской области.
Отметим, что должность сенатора, несмотря на престиж и неприкосновенность, дает, скорее, формальные полномочия, чем реальное влияние: уже много лет функции Совфеда во многом сведены к формальному голосованию за законопроекты «Единой России», правительства и президента, которые уже приняла Госдума, а также беспрекословному утверждению кандидатур генпрокурора, главы Следственного комитета, главы Счетной палаты и т. д. Совет федерации нужен Чеснакову в качестве «страховки» на случай, если он снова впадет в немилость по другой линии, как это произошло после думской кампании, говорит источник «Газеты.Ru», близкий к администрации президента. Фактически кресло сенатора — это гарантии того, что ты остаешься в номенклатуре на долгое время, добавляет источник.
— Он сюда теперь регулярно ездит, встречается с населением, — говорит Анна Сайтакова. — Приятное впечатление производит, интеллигентный, на вопросы отвечать не боится.
После этого Сайтакова произносит фразу, которую от главного редактора главной городской газеты услышать не ожидаешь.
— Нам он интересен, конечно. Но мы думаем, как бы читателям рассказать, кто это такой, но так, чтобы материал не выглядел агитацией.
Сайтакова считает, что помимо избрания Чеснакова Совет федерации гордуму могли распустить еще по одной причине: летом предстоит повышение тарифов ЖКХ, растут цены не еду и на бензин, и гордума решила обезопасить себя от ответственности за непопулярные решения.
Это подтверждает собеседник «Газеты.Ru», близкий к администрации Касимова, пожелавший остаться анонимным.
— По графику выборы в гордуму должны были состояться в марте 2013 года, но их в любом случае собирались проводить досрочно: если будет новая волна экономического кризиса, повышение цен, то вырастут и протестные настроения и партия власти рискует показать невысокие результаты.
Просто передвинули роспуск гордумы в городе, где и так сильны протестные настроения, с сентября на июнь.
Именно по этой дополнительной причине, по словам источника «Газеты.Ru», Касимов предпочли другим населенным пунктам Рязанской области.
Зачем Касимов Чеснакову, таким образом, понятно. Вопрос, зачем Чеснаков Касимову, пока остается открытым.
Зачем Чеснаков Касимову
Сайтакова наличие Чеснакова в списках оправдывает тем, что наверняка он будет благодарен местной власти за помощь в избрании в Совет федерации и в качестве ответного жеста, используя свои связи, поможет решить хоть какие-то городские проблемы — реставрацию разрушенных при советской власти церквей или строительство тех же дорог, которые даже в городе есть не везде.
Более подробно на этот вопрос мне ответил секретарь местного отделения «Единой России» и новоизбранный член генсовета партии в рамках медведевского спецпроекта интеграции в руководство ЕР людей из первичных ячеек Олег Семенов.
— Чеснаков нам нужен, чтобы попасть в федеральные программы помощи малым городам, — говорит Семенов.
— Вы понимаете, что в гордуме он работать не будет? — спрашиваю я.
— Он не забудет тех, кто ему помог избраться в Совфед. А для нас это шанс войти в какие-то федеральные проекты, хотя бы про дороги, — отвечает Семенов.
В ходе нашей проездки по городу я задаю Семенову один и тот же вопрос раз десять. Он звучит как «почему вы ждете от Чеснакова того, чего не делает местная власть или «Единая Россия». Семенов держит удар и объясняет, что без федерального влияния в эти программы не попасть.
— Меня еще тут в генеральный совет партии выбрали. Я думаю, это подходящий статус, чтобы пробиться к чиновникам, — с надеждой говорит Семенов.
Самостоятельно пробиться к финансированию по целевым программам не получится, нужны связи, считает Семенов, признавая, впрочем, что местная власть могла бы вести себя поактивней.
— Выключают свет в 10 вечера, иначе, управляющая компания говорит, будут веерные отключения, — комментирует Семенов, направляя машину в Чижово, самый сложный округ в городе, без дорог и ночного освещения. — Я говорил уже главе города, что надо включить этот район в план по дорожному строительству. Он ответил, что в этом году не включили. Но ничего, если войдем в федеральные программы, да еще если и жители подключатся к благоустройству, сможем что-то сделать.
Проехать по всему району не получается: в какой-то момент машина вязнет.
— Тут еще детские площадки есть… Это проще — про дороги я говорил главе города, он ответил, что в список объектов не включено… — рассказывает Семенов и прибавляет странную для единоросса фразу. — Но площадки мы силами самих жильцов и партии сделаем. Только не во время выборов. Это ведь подкуп.
— Почему мэр этим не займется? Почему нужен федеральный Чеснаков ради постройки дорог в Чижово? — не перестаю спрашивать я.
— Ждут команды, — грустно пожимает плечами Семенов.
Чеснаков для касимовских политических элит представитель этой сакральной власти, которая может все и без которой ни одна проблема решиться не может. Но Семенов не типичный единоросс — общается он неформально, не боится высказывать свое мнение, не сверяется с линией генсовета в каждом слове и не поминает всуе Путина и Медведева. Кроме того, он не депутат, не мэр и не большой чиновник, работает директором городского физкультурно-оздоровительного комплекса. По его собственному признанию, в некоммерческий сектор пришел в 90-е из бизнеса, потому что любит работать с молодежью, да и вообще в жизни нужна цель.
По словам Семенова, местное отделение ЕР сосредоточилось на «тимуровской работе», преобразовании парков, детских площадок, установке заборов для пенсионеров: «Вот парк рядом с физкультурно-оздоровительным комплексом, мы его силами отделения преобразили. Долго гоняли алкоголиков, это их излюбленное место было».
— У вас тут почти как в Парке Горького, — замечаю я.
В ответ на это Семенов показывает мне тумбу с бюстом Горького на входе в парк: памятник уже выбросили, а единороссы обнаружили и принесли в парк. Ноги памятника, впрочем, кто-то успел украсть, поэтому ниже френча у статуи тумба.
«Кампания идет жестко»
Кампания, в которой участвует федеральный политик, идет жестче обычного. Формально агитационная кампания уже началась. Никаких ее следов в Касимове нет — ни плакатов, ни листовок. Оппозиция объясняет это тем, что власти никак не дают ей прохода, хотя до выборов около двух недель.
«Справедливую Россию» уже попытались вовсе снять с выборов под предлогом, что они не успели открыть избирательный счет в день регистрации.
Ход кампании курирует даже не городская, а областная администрация, говорят оппозиционеры и подтверждает источник, близкий к администрации Касимова.
— Когда мы документы принесли на регистрацию, горизбирком постоянно созванивался с областью, еще тянул время, чтобы мы не успели зарегистрироваться, долго сверял каждую бумагу, — говорит Кленова. — Постоянно выходили, созванивались с Рязанью. Потом заседание комиссии провели не по тому адресу, который является официальным, и мы все-таки не успели открыть избирательный счет в день регистрации. Но по закону это основанием для снятия не является.
После снятия по суду «эсеры» обжаловали и отменили это решение, однако дело оспорили и направили на рассмотрение в суд Рязанской области. Останутся ли «эсеры» на выборах — вопрос политический, не сомневаются справедливороссы и надеются, что у региональной власти хватит разума не омрачать избрание Чеснакова в Совфед лишними скандалами.
— Они просто были не готовы к выборам, документы в последний день подали. Были и пересечения в списках с кандидатами от КПРФ — ведь ярких городских политиков любая партия рада в своих списках видеть, и внутренний раскол у них в отделении. Вот и тянули время до последнего дня, сами виноваты, — собеседник «Газеты.Ru», близкий к администрации, категорически отрицает политическую подоплеку дела.
У коммунистов свои проблемы: они до сих пор не могут начать агитационную работу. «Заказали в типографии тираж, перевели деньги. И вдруг они звонят, что уходят все в отпуск. Приходится печатать тираж в Рязани, а ведь дни уходят», — говорит Канатов.
Только назавтра наконец тираж листовок КПРФ привезут из Рязани. И Канатов, и Кленова твердят в один голос, что такое давление для них не типично: за дело взялся областной центр, хотя место у Чеснакова и так проходное — второе в списке «Единой России». Не избрать его просто не могут.
К москвичам в Касимове относятся настороженно, хотя к гостям удивительно приветливы. Нашествия наблюдателей из столицы на выборы гордумы 22 числа ждут скорее приветливо, чем настороженно.
«Справедливая Россия» уже ведет переговоры с «Лигой избирателей» и «Гражданином наблюдателем», КПРФ и даже ЕР тоже готовы дать направления активным москвичам, желающим мониторить ход выборов.
Между тем столичные гости могут приехать в Касимов еще до выборов: запущенная блогером Алексеем Навальным кампания «Добрая машина правды» (она подразумевает «хождение в народ»: московские активисты высаживаются десантом и ведут антиправительственную пропаганду среди местных) должна проявить себя в Касимове 14 июля, после того как была апробирована в смоленском Гагарине в начале месяца. Активисты отправятся в Рязанскую область, «чтобы рассказать касимовцам, как важно прийти и голосовать на этих выборах».
«В этом городе достаточно своих рассерженных горожан. Если другие считают необходимым высказать свою точку зрения, они могут это сделать в своих городах, если ничего не могут сделать у себя дома, то и здесь ничего сделать не смогут», — философски высказывается на эту тему Чеснаков.
Комментировать тему того, что он сделает для Касимова после избрания, Чеснаков отказывается со ссылкой на тот же закон о выборах: «это будет прямым подкупом избирателей».