Бывшие диктаторы Аргентины Хорхе Рафаэль Видела и Рейнальдо Биньоне, чей возраст уже перевалил за 80-летний рубеж, получили многолетние сроки в ходе очередного суда, призванного установить их ответственность за массовые нарушения прав человека, в первую очередь за похищения детей у женщин-политзаключенных.
Видела, правивший страной с 1976-го по 1981 год, и Биньоне, бывший «де-факто президентом» в 1982—1983 годах, приговорены судом к 50 и 30 годам тюремного заключения.
Видела и его соратники по военной хунте, в том числе Биньоне, свергнув правительство Исабель Перон весной 1976 года, развязали настоящую войну против своих политических противников, получившую название «грязная война», только по официальным данным унесшую жизни 13 тыс. человек.
Дело, которое рассматривалось последний год в городском суде Комодоро-Пи, касалось похищения 34 детей, содержавшихся в крупнейших тайных тюрьмах режима — в Высшей военно-морской школе механики (ESMA), «Посо де Банфильд», «Ла Кача» и на военной базе Кампо-де-Майо. Этот процесс подводит итог почти 16-летнему судебному разбирательству преступлений военной хунты. В ходе заседаний суд заслушал сотни часов свидетельских показаний.
Свою вину экс-диктатор не признал, объявив себя политическим заключенным и утверждая, что отъем детей у матерей не был составной частью какой-то плана: сотрудники тюрем просто действовали по обстоятельствам. «Рожавшие женщины, которых я уважаю как матерей, были боевиками, которые активно участвовали в машине террора», — заявил Видела, пришедший к власти под лозунгами стабилизации в стране, которую раздирали столкновения между коммунистическим подпольем и спонсируемым перонистским правительством «контрас». По его словам, многие из схваченных беременных «использовали своих неродившихся детей как живой щит».
«Похищение новорожденных — это последнее из преступлений, в котором хотели бы сознаться деятели военного режима, — цитирует The Guardian журналиста Роберта Кокса, который в конце 1970-х возглавлял англоязычную газету Buenos Aires Herald и выступил в суде в качестве свидетеля обвинения. — Это как с нацистами, они совершали настолько ужасные вещи, что никогда не признавались в них».
В политических тюрьмах периода «грязной войны» на свет появились около 500 младенцев, которые передавались потом в приемные семьи, чаще всего семьи армейских офицеров. Только 106 из них к настоящему времени удалось, пройдя ДНК-тест, установить свое истинное родство.
Помощь в этом им оказывает организация «Бабушки площади Мая», объединяющая матерей пропавших беременных.
Суд пришел к выводу, что отъем детей и во многих случаях умерщвление их матерей — женщин иногда сбрасывали с самолетов в открытое море — был частью проработанного плана по устрашению политических противников, что подтверждает наличие в ESMA и других местах заключения специальных медицинских боксов, где принимались роды. Как установил суд, по указанию Биньоне из той же хунты все доказательства похищения детей должны были быть уничтожены. Ни одна другая диктатура, которых южноамериканский континент пережил немало, до подобной формы преследования политических противников не доходила.
Завершение процесса над последними диктаторами проходило почти в карнавальной атмосфере: перед судом был выставлен гигантский видеоэкран, на котором транслировалось заседание суда. Перед пришедшими по призыву правозащитных организаций выступали местные рок-звезды, а обвинительный приговор был встречен криками радости. «Похищение детей — это самая извращенная вещь, которую сотворила диктатура. В моем сердце есть черная дыра, которую мне предстоит заполнить любовью», — цитирует AFP 35-летнего Франсиско Мадариагу Куинтелу, одного из похищенных. Сын оппозиционерки, убитой властями в 28 лет, он узнал о своем настоящем происхождении лишь два года назад. Вырастившие его Виктор Галло, сотрудник Кампо-де-Майо, и его жена Сусана Коломбо предстали перед судом и были приговорены к 15 и 5 годам заключения соответственно. Слова Коломбо о том, что ее приоритетом всегда были ее дети, хоть один из них и не был ее биологическим сыном, прокуроров не растрогали.
Один из непосредственных исполнителей преступлений, Хорхе Акоста по прозвищу Тигр, в годы диктатуры возглавлявший ESMA, получил очередные 15 лет заключения. Акоста уже получил пожизненный срок в 2011 году, восемь лет спустя после отмены законов об амнистии, так что ни для кого из осужденных в четверг приговоры не были первыми.
Видела был главной целью кампании по люстрации и преследованию бывших деятелей военной хунты, после того как в 1983 году власть перешла к демократически избранному правительству. Он был приговорен к пожизненному заключению в 1985 году, но пять лет спустя вышел на свободу по амнистии, объявленной президентом Карлосом Менемом, который, провозглашая национальное примирение, освободил и деятелей коммунистического подполья. Однако после прихода к власти Нестора Киршнера в 2003 году (сейчас страной правит его супруга Кристина Фернандес Киршнер) в стране началась кампания по пересмотру «примиренчества»: законы об амнистии были признаны неконституционными, а прокуратура начала проверку всех оставшихся в живых деятелей периода диктатуры. Видела предстал перед судом в июле 2010 года, на процессе в тот раз свою вину он признавал: «Я принимаю ответственность как высший военачальник в период внутренней войны. Мои подчиненные исполняли мои приказы». В декабре того же года он был приговорен к пожизненному заключению за убийство 31 политического заключенного.
Биньоне, хоть и арестовывался несколько раз в 1980—1990-е, первый свой приговор (25 лет) получил только в апреле 2010 года. Он был признан причастным к похищениям, пыткам и убийствам 56 диссидентов, год спустя за преступления против человечности был приговорен к пожизненному заключению, а в декабре того же года получил еще 15 лет тюрьмы за то, что отдал приказ переоборудовать один из госпиталей в пыточный центр.
Вместе с ними приговор 5 июля получили Хорхе Луис Маньякко, принимавший роды в ESMA врач (15 лет), бывший военно-морской атташе Аргентины в Вашингтоне Антонио Ваньек (40 лет), ответственный за сбор информации у заключенных в Кампо-де-Майо генерал армии Сантьяго Риверос (20 лет), бывший сотрудник береговой охраны Хуан Антонио Асик, пытавший заключенных по приказанию Акосты (14 лет).
Мотивировочная часть приговора будет объявлена не ранее 17 сентября, объявила председатель суда Мария дель Кармен Рокета.