«Сирийский сценарий» становится все более похож на сценарий ливийский. Хотя эксперты и предупреждают, что сходство по большей части внешнее, у сирийской оппозиции также есть свое протоправительство — Сирийский национальный совет (в Ливии он назывался Национальный переходный совет), свое войско — Сирийская свободная армия (в Ливии — Национальная освободительная армия). От безуспешно борющегося за самосохранение авторитарного режима отстраняются наиболее дальновидные его члены, затем начинается откровенное дезертирство.
В четверг сирийские оппозиционные сайты сообщили о бегстве из Сирии в Турцию одного из ближайших сподвижников Башара Асада, генерала Манафа Тласа, одного из командующих республиканской гвардии.
Передавая эту информацию, они ссылались на материал онлайн-портала Syriasteps, который на Западе часто связывают с сирийскими спецслужбами. Источник в верхах подтвердил, что генерал Манаф Мустафа Тлас бежал в Турцию, но утверждает, что «его побег ничего не значит». Сирийская оппозиция в лице эмигрантского Сирийского национального совета и Сирийской свободной армии подтверждает бегство генерала. Вскоре он выйдет на связь и сможет официально объявить о своем присоединении к восстанию, пообещал журналистам представитель СНС Башар аль-Хераки.
«Если Тлас действительно объявит о присоединении к мятежникам, это будет первый переход на другую сторону человека режима», — цитирует главу Сирийского наблюдательного совета по правам человека Рами Абдул-Рахмана издание Ya Libnan.
Турецкое правительство подтверждает, что за последние три дня в Турцию бежали два сирийских генерала, но не раскрывает их имена «во имя безопасности их и их семей». Один из них, по некоторым сообщениям, служил в инженерно-строительных войсках, другой — в республиканской гвардии.
Сын бывшего министра обороны 80-летнего Мустафы Тласа, который занимал этот пост с 1972-го по 2004 год, генерал считался одним из самых близких Асаду-младшему военачальников. Однако, как уверяют источники в Дамаске, в последние месяцы он выпал из фавора, поскольку отказывался брать на себя личную ответственность за карательные спецоперации на подконтрольных повстанцам территориях.
Тлас — выходец из одной из самых влиятельных суннитских семей Сирии, что уже само по себе примечательно. Большинство руководящих постов в верхушке партии БААС, силовых структурах и спецслужбах находятся в руках алавитов, ответвления шиизма, которое на протяжении последних двух веков то объявлялось еретическим, как при Османской империи, то признавалось частью мусульманской общины.
К алавитам принадлежит и клан Асадов. По мнению большинства исследователей, в основе сирийского конфликта лежат именно религиозные противоречия и вытекающие из них противоречия социальные: светская партия БААС стала прибежищем для притесняемых ранее алавитов, друзов и христиан, в то время как суннитское большинство оказалось в итоге в менее привилегированном положении. Еще президент Египта Анвар Садат, застреленный «Братьями-мусульманами» (организация запрещена в России) в 1981 году, говорил о сирийском президенте, что «он в первую очередь алавит, во вторую — баасист и в третью — сириец».
За границу под разными предлогами перебрались и другие представители клана Тласов: патриарх Мустафа Тлас якобы проходит курс лечения в Париже, а брат генерала-дезертира Фирас, влиятельный бизнесмен, находится по делам в Дубае, пишет американский специалист по Сирии Джошуа Ландис, ведущий блог Syria Comment. «Как один из главных суннитов в правительстве, старший генерал Тлас помогал прикрывать тот факт, что Хафез Асад (отец нынешнего президента. — «Газета.Ru») полагался на ближний круг, состоящий в большинстве своем из представителей его собственного религиозного меньшинства — алавитской секты», — пишет Ya Libnan.
Бегство Тласа может подтолкнуть к другим дезертирствам. Из правительственной армии уже бежали несколько сотен военнослужащих, в том числе более двадцати генералов. Только через турецкую границу перешли более 700 человек.
Как пишет британская The Guardian, «бегство такой высокопоставленной фигуры, представляющей семейство из самого сердца режима, может нанести чувствительный удар по Асаду и спровоцировать больше дезертирств, особенно среди молодых офицеров-суннитов и простых солдат».
Противостояние в Сирии, периодически приобретающее масштабы настоящей гражданской войны, продолжается уже более года, с марта 2011-го. Его жертвами, по разным данным, стали от 13 до 18 тыс. человек. Международное сообщество безуспешно пытается оказать давление на президента Асада, на которого возлагает основную ответственность за пролитие крови, однако позиции сирийского лидера защищают Москва и Пекин, ссылающиеся на пример Ливии, где вмешательство западных стран в конфликт хоть и привело к падению диктаторского режима Муамара Каддафи, но спровоцировало фактический распад единого ливийского государства.