Во вторник Басманный суд рассматривал вопрос о мере пресечения для двух фигурантов дела о «беспорядках» на Болотной площади 6 мая — студента МГУ Ярослава Белоусова и кандидата химических наук Федора Бахова. Тогда оппозиционный «Марш миллионов» завершился столкновениями демонстрантов и полиции.
И Белоусов, и Бахов обвиняются по статьям 212, ч. 2 УК (участие в массовых беспорядках), и ст. 318 УК (насилие в отношении представителя власти).
Суд под председательством Натальи Мушниковой начала с рассмотрения дела Белоусова, которого пришли поддержать около десяти соратников по Национал-демократической партии (НДП). Сам Белоусов, студент политологического факультета МГУ, больше похож не на агрессивного националиста, а на типичного отличника.
Сторона обвинения ходатайствовала о продлении срока заключения под стражу до 6 ноября, к этому времени должно завершиться следствие по делу о «массовых беспорядках». По мнению следствия, до этого Белоусов должен находиться в СИЗО, поскольку в случае изменения меры пресечения он может оказать давление на суд, скрыться от следствия, а также уничтожить доказательства своего преступления. Каким именно образом Белоусов может уничтожить доказательства участия в массовых беспорядках — следователь не уточнил.
По данным обвинения, 6 мая Белоусов оказывал сопротивление сотрудникам полиции, кричал в их адрес «фашисты!» и вскидывал вверх правую руку со сжатым кулаком.
Из группы, где находился обвиняемый, в полицейских летели разные предметы. По версии следствия, вину Белоусова подтверждает видеозапись, которая имеется в деле, и показания сотрудников полиции, проводивших задержания.
В свою очередь, защита Белоусова, адвокаты Дмитрий Аграновский и Игорь Руденко, просила изменить меру пресечения, предлагая заменить заключение в СИЗО на домашний арест или залог. Аграновский попросил приобщить к делу поручительства трех московских муниципальных депутатов, а также ссылался на плохое зрение Белоусова, из-за которого «он может стать инвалидом в СИЗО». Защита ссылалась на то, что у Белоусова маленький ребенок, а жена в декретном отпуске и не работает.
Но Мушникова оставила без внимания аргументы адвокатов, удовлетворив ходатайство обвинения о продлении срока содержания Белоусова в СИЗО до 6 ноября. Помимо продления срока заключения для Белоусова в постановлении суда шла речь и о других возможных фигурантах дела, а именно о «предполагаемых организаторах массовых беспорядков» Навальном, Удальцове, Яшине и Собчак, у которых прошли обыски.
Адвокаты решением суда удивлены не были. «Могли бы хоть лицо сохранить и оставить под стражей на два месяца, а не до ноября», — отметил Аграновский. По его словам, никаких доказательств причастности Белоусова к «массовым беспорядкам» нет: «Сотрудник полиции, в которого якобы попал Белоусов каким-то предметом, заявляет, что у него не было никаких следов — ни синяка, ничего такого».
По мнению адвоката, никаких признаков массового насилия по отношению к сотрудникам полиции 6 мая вообще не было. «У одного омоновца выбито два зуба, у другого повреждена фаланга пальца. И все, больше ничего нет!» — сказал Аграновский.
Он уверен, что называть произошедшее на Болотной площади «массовыми беспорядками» нельзя. «Они должны сопровождаться поджогами, погромами, стрельбой из оружия. Ничего этого не было! Тот же Лукин (омбудсмен Владимир Лукин. — «Газета.Ru») об этом недавно заявил», — подчеркнул адвокат.
Рассмотрение дела кандидата химических наук, заведующего лабораторией одного из предприятий «Роснано» Федора Бахова, развивалось по тому же сценарию. Хотя почти сразу после начала заседания судья объявила перерыв, поскольку следствие не предоставило необходимых документов новому адвокату Бахова Александру Васильеву, который стал известен как защитник неонацистов по делу Никиты Тихонова, Евгении Хасис и НСО (организация запрещена в России) (север). Сам Васильев объяснил, что готов защищать в суде любых политических оппонентов власти. «Это не обязательно должны быть правые. Тот же Бахов, скорее, левый, у него есть поручительство депутата от КПРФ», — отметил Васильев. Родственникам нового адвоката порекомендовал Аграновский. Спустя несколько минут судья Мушникова приняла решение о допуске Васильева к делу, и заседание продолжилось.
Следствие настаивало на продлении сроков пребывания в СИЗО, защита просила следствие избрать другую меру пресечения. При этом следователь ссылался на наличие у Бахова загранпаспорта, благодаря которому химик может скрыться за границу. Сам обвиняемый возражал, что паспорт он сделал в 2005 году и его срок действия истек два года назад. Тогда следователь решил привести новые аргументы в пользу продления ареста до ноября.
«Сам Бахова был административно задержан на Болотной площади, это подтверждает его нахождение и направленность», — отметил следователь, не пояснив, впрочем, что имеет в виду. По просьбе обвинения к делу были приобщены материалы о давних нарушениях Баховым правил дорожного движения.
В итоге суд, как и ранее, принял сторону обвинения, заведующий лабораторией «Роснано» останется в тюрьме до 6 ноября.
Бахов был одним из тех, кто дал в первые дни после ареста признательные показания. «Его и нас просто обманул государственный адвокат Василий Наполов. Он вместе со следователем уговорил Федора дать признательные показания, пообещав, что его скоро отпустят. А он (Бахов. — «Газета.Ru») первый раз в такой ситуации», — рассказала мать Бахова Людмила Владимировна. Он оказался на Болотной площади из-за своей гражданской позиции, уверены его родители. «Он был наблюдателем от КПРФ на декабрьских выборах. Даже предотвратил вброс в районе Хамовники. Ему, как ученому, было обидно, что происходит в стране с образованием и наукой», — сказала его мать.
После отказа от услуг государственного адвоката новый защитник Бахова Анна Зарва, вступившая в дело, столкнулась со сложностями. «Мне шесть дней подряд следователи не давали разрешения на встречу (с Баховым. — «Газета.Ru»). Говорили, что надо ждать, пока нет старшего следователя. Я уже подала жалобу Бастрыкину (глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. — «Газета.Ru») на это явное нарушение закона. Видимо, следствие боялось, что Бахов откажется от признательных показаний», — пояснила Зарва. Тем не менее Бахов уже отказался от своих показаний, а это был главный аргумент обвинения, отметила адвокат. «В деле нет никакой конкретизации вины Бахова. Так и написано: участвовал в беспорядках с 16.00 до 20.00. Никаких следственных действий не проводится. При этом следствие говорит о выделении дела Бахова в отдельное производство, намекая на возможность рассмотрения дела в особом порядке в случае признательных показаний». У Зарвы нет никаких сомнений, что дело носит политический характер.
«Мне вчера на кассации на арест представитель следственной группы неофициально объяснил, почему выбрали именно эти 13 человек. Мол, там есть все социальные слои. Пусть не думают, что, если студент или бизнесмен, они избегут ответственности. Нечего было на митинги ходить. Вот так мне прямо и сказал», — уверила Зарва.
На этой неделе Басманный суд продолжит рассматривать ходатайства прокуратуры о продлении заключения под стражу до 6 ноября фигурантов дела о «массовых беспорядках» на Болотной площади. Ранее в понедельник был продлен до 6 ноября домашний арест у анархистки Александры Духаниной. Кроме Белоусова и Бахова под стражей находятся инвалид второй группы Михаил Косенко, студент кафедры современного Востока РГГУ антифашист Степан Зимин, бывший морской пехотинец Денис Луцкевич, безработный Артем Савелов, бизнесмен и культурист Максим Лузянин и безработный Андрей Барабанов. Гражданская активистка Мария Баронова отпущена под подписку о невыезде. Сторонник незарегистрированной партии «Другая Россия» Александр Каменский был отпущен под подписку о невыезде без предъявления обвинения, по его словам, 6 мая его вообще не было на Болотной площади.