Во вторник Конституционный суд России приступил к рассмотрению уникального дела. По запросу депутатов Госдумы ему предстоит определить, соответствует ли Конституции международный договор, который еще не ратифицирован парламентом и не действует на территории России. Речь идет о протоколе о присоединении России к Всемирной торговой организации, который 7 июня был внесен в нижнюю палату парламента для ратификации.
Ранее ни один международный договор не вызывал у народных избранников такого беспокойства. Под запросом же о признании неконституционности протокола о присоединении к ВТО подписи поставил 131 депутат от партий КПРФ и «Справедливая Россия» (по Конституции необходимо не менее 90 подписей).
Аргументы депутатов можно разделить на две части. С одной стороны, они указывают на экономическую нецелесообразность принятия протокола в нынешнем виде, поскольку это нанесет ущерб интересам жителей России и государства в целом. С другой стороны, заявители настаивают грубом нарушении процедуры при внесении документа в Госдуму. В частности, текст протокола был предоставлен депутатам только на языках ВТО — английском, французском и испанском. Официального же перевода документа на русский язык до сих пор нет. Этот тезис попытался оспорить полномочный представитель правительства в КС Михаил Барщевский. Однако стороны так и не смогли договориться о том, что считать «официальным переводом» и должны ли депутаты ГД знакомиться с документами в оригинале. Недовольны депутаты были и тем, что в пакете документов, внесенных в Госдуму, отсутствовал полный текст самого Марракешского соглашения о создании ВТО, соблюдать которое Россия будет обязана в случае ратификации протокола.
Следующей претензией является «пренебрежение мнением субъектов федерации», как сформулировал это адвокат Александр Муранов, представлявший интересы группы депутатов. По мнению заявителей, участие России в ВТО настолько затрагивает интересы российских регионов, что подписание протокола вполне может считаться вопросом совместного ведения федерации и субъектов. С этим, впрочем, не согласился ни один из представителей органов государственной власти.
При этом заявители отмечают, что подобные процедурные ошибки — это обычная практика при внесении международных договоров на ратификацию в Госдуму. Исправить их не очень трудно, однако этим просто не хотят заниматься. «Полгода хватит, чтобы привести процедуру в соответствие, — заявил Муранов. — Ведь правительство подписало протокол 16 декабря. Кто мешал все подготовить в январе? Другое дело, что для полноценного вступления в ВТО требуется гораздо большее, нежели только соблюдение процедуры внесения. Нужна подготовка кадров. Разработка мер поддержки. Подготовка регулирования на различных уровнях. На все это нужны годы. Мы этим занимались постольку поскольку, спустя рукава. И сегодня позиция правительства выглядит так: «Мы прыгаем в воду, не умея плавать, ну ничего, научимся».
С коллегой согласился второй адвокат депутатской группы Александр Чуев: «Правительство плохо подготовилось к ратификации. Российские интересы не отстаивались. Нужно просто взять тайм-аут, продолжить эти переговоры, подготовиться достойно, отстоять свои права, как это сделали многие другие страны. И вот тогда можно нормально присоединиться к ВТО».
Михаил Барщевский оспорил эти тезисы, приведя семь примеров различных международных договоров, которые вносились в Госдуму за последний год и успешно ратифицировались без малейших претензий со стороны депутатов. В каждом из семи случаев ситуация была идентична: те же сроки, так же вносился лишь протокол о ратификации, без главного документа.
Споры о процедурах были лишь частью полемики в КС. Депутаты считают, что вступление в ВТО на тех условиях, которые сейчас изложены в документе, нанесет существенный урон экономике России и прямо противоречит государственным интересам. По словам представителя группы, направившей запрос, депутата от КПРФ Николая Коломийцева, в случае ратификации предложенного текста протокола «разговор о модернизации российской экономики можно считать законченным».
Михаил Барщевский, отстаивая позицию правительства России, упрекнул своих оппонентов в том, что они руководствуются скорее «революционным сознанием, нежели юридической аргументацией. Он напомнил, что запрос в КС касается не присоединения России к ВТО как такового, а внесения протокола о присоединении на ратификацию в Госдуму, и назвал попытку подменить юридическую суть спора общими рассуждениями «политиканством». С тем, что «жалоба носит политический характер», согласился и полномочный представитель президента в КС Михаил Кротов.
В какой-то момент дискуссия достигла такого градуса, что председатель КС Валерий Зорьки был вынужден обратиться к сторонам с призывом «не сотрясать воздух в суде словами «враги», «политиканство», «антидемократия» и тому подобными».
Хоть как-то поколебать позиции друг друга в ходе заседания оппонентам явно не удалось. На вопрос журналистов, какой исход дела ему кажется наиболее вероятным, адвокат Александр Муранов ответил: «Правовая интуиция мне подсказывает, что должны поддержать. Но опыт говорит, что откажут».
Что решат судьи КС, станет известно через несколько недель. Решение будет вынесено в закрытом режиме.