До конца весенней сессии Госдума примет в трех чтениях изменения в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и в ряд сопутствующих законодательных актов. Поправки были разработаны депутатами из четырех думских фракций и, как ожидается, будут поддержаны всей Госдумой.
Декларируемая цель изменений в законодательстве – охрана детства от педофилии или же такой информации в интернете, которая может толкнуть их к суициду. Впрочем, в проекте поправок в закон «Об информации» о педофилии ни слова не говорится, зато предлагается создать единый реестр сайтов, на которых размещена «информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации».
Депутат-единоросс из думского комитета по безопасности Илья Костунов пояснил «Газете.Ru», что речь идет не только о сайтах, на которых размещена детская порнография или же материалы суицидального толка, но и тех, которые спецслужбы посчитают экстремистскими.
Курировать реестр будет Роскомнадзор, однако собеседник «Газеты.Ru», близкий к администрации президента, сообщил, что право вносить сайты в этот единый реестр получат и силовики.
Как только сайт попадает в этот единый реестр, провайдер, на чьем хостинге расположен «провинившийся» ресурс, должен известить его владельца и потребовать незамедлительно удалить страницу, на которой размещена запрещенная информация. Если удаления в течение суток не происходит, провайдер обязан заблокировать сайт. Такие же обязанности налагаются на операторов связи, предоставляющих услуги доступа в интернет. В случае если ни провайдер, ни оператор никаких действий не предприняли, они разделяют ответственность, хотя какой именно она будет, в законе не написано.
Если бы речь шла только о борьбе с сайтами, содержащими педофильский контент, такой подход был бы оправдан, заметил депутат от «Справедливой России» Илья Пономарев, но распространять его на расплывчатое понятие «экстремизм в интернете» недопустимо. «Если в закон включат поправку о том, что органы исполнительной власти имеют право включать в этот реестр в досудебном порядке не только сайты педофильской и суицидальной направленности, но и «экстремистские», а отвечать за удаление и блокировку такого контента заставят бизнес, это будет катастрофа. Бизнес будет перестраховываться и заранее блокировать все, что может вызвать неудовольствие властей», — поделился своими опасениями депутат.
Параллельно с системой мониторинга вручную, будет создана и автоматическая система, блокирующая сайты с контентом, который власти считают запрещенным, рассказал член Совета по правам человека при президенте Кирилл Кабанов. По его словам, об этой системе Совету на заседании рассказал другой член совета, президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.
«Готовится программный продукт, который будет закрывать доступ к определенным сайтам под предлогом защиты детей от растления и массового суицида, хотя, конечно, речь идет и о тех ресурсах, которые власть сочтет «экстремистскими», — уточнил Кабанов. – Подобный продукт был недавно опробован во Вьетнаме, и, насколько мы понимаем, Ростелеком хочет воспользоваться услугами того же подрядчика. Ощущение от этой истории двойное: с одной стороны, это явно третий пакет законов, которые принимаются в качестве реакции властей на массовые акции протеста, с другой – возможно, тут замешано еще и лоббирование интересов конкретной компании».
Совет принял решение проверить этот проект закона – в отличие от поправок в закон «Об информации», он еще не внесен в Госдуму – на соответствие антикоррупционному законодательству.
Тем временем сторонники изменения законодательства в этой сфере уже думают о следующих шагах. По словам депутата Костунова, один из них – достижение договоренностей с международными соцсетями о помощи в идентификации их пользователей.
«Фактически интернет можно разделить на две части. Первая – это гигантские корпорации, например, Google или Facebook, которые не пускают государство на свою территорию. По моим данным, ежегодно российский Google удовлетворяет порядка 5 тысяч запросов на идентификацию личностей пользователей от властей США, примерно 2 тысячи от европейских стран и ни одного от российских властей. Благодаря реестру сайтов, содержащих запрещенную информацию, мы сможем блокировать их, а соцсети пока слабо контролируемы, необходимо будет в ближайшее время достичь новых договоренностей», — пояснил депутат-единоросс.
«Экстремистские материалы в интернете, которые заботят власти, можно разделить на несколько групп, прокомментировал новую инициативу Думы директор правозащитного центра «Сова» Александр Верховский. Первая – это сайты, чья работа запрещена по суду, так как на них выложен авторский противозаконный контент. Вторая – ресурсы, где размещены запрещенные произведения, изначально созданные в офлайне, например, «Майн кампф» Гитлера. Третья – это сайты, содержащие информацию, которая заинтересовала прокуратуру на предмет экстремизма. Причем последнее понятие нередко трактуется российскими властями достаточно вольно из-за отсутствия четких формулировок того, что является экстремизмом или разжиганием национальной, социальной или межрелигиозной розни в статье 282 Уголовного кодекса, говорит правозащитник. Реестр нужен для того, чтобы систематизировать эту работу и довести ее до автоматизма, поставив на поток», — добавил эксперт.
«Помимо единого реестра таких сайтов в планах властей принять закон, разработанный Минкомсвязи и пока что не внесенный в Думу. В частности, в нем министерство предлагает установить ответственность не только для тех, кто размещает у себя на сайте «экстремистскую» информацию, но и для тех, кто дает ссылки на нее», — сообщил Верховский. По его словам, КоАП предлагается дополнить таким образом, что за «экстремистские правонарушения» будут нести ответственность и СМИ как юрлица. «Тем самым, если кто-то в комментариях на сайте оставит линк на запрещенный материал, штрафовать за это будут и автора комментария (если найдут), и само издание», - приходит к выводу правозащитник.