Основная причина, побудившая Юргенса, по его словам, написать заявление, это новый порядок формирования совета по правам человека, который якобы пролоббировала на прошлой неделе администрация президента.
«Я написал заявление о выходе из состава совета. Меняются правила отбора в совет. Я в таком квази-демократическом отборе участвовать не хочу. Сконцентрируюсь на других проблемах. Желаю всего наилучшего тем, кто будет работать в правозащитном совете», — цитирует Юргенса «Интерфакс».
С уходом известного аналитика и политолога совет стал еще ближе к самороспуску. Исход начался в декабре прошлого года, когда о своем решении объявили журналисты Ирина Ясина и Светлана Сорокина. Они протестовали против фальсификации итогов парламентских выборов. Ну а после инаугурации Владимира Путина на посту президента страны совет поодиночке и небольшими группами стали покидать оставшиеся члены. Глава СПЧ Михаил Федотов тогда обозначил границы кворума, необходимого для работы совета, — 20 человек.
Выход правозащитников и кремлевской администрации ускорился в конце прошлой недели. К утру пятницы число покинувших совет достигло 13 человек. Это меньше половины общей численности СПЧ. Федотов ранее заявлял, что совет придется распустить, если в нем останется меньше 20 человек. К пятнице в нем остались 27 правозащитников, но днем свое заявление о выходе подала одна из самых известных в России правозащитниц, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
По ее словам, новый порядок формирования совета, «предложенный (первым замглавы администрации президента — «Газета.Ru») Володиным», недемократичный, это грозит СПЧ «уничтожением как действующей организации».
Согласно действующему порядку, членов СПЧ могут предлагать президент и председатель совета. В новом варианте представителей СПЧ предполагается выбирать с помощью интернет-голосования из списка лиц, выдвинутых общественными организациями.
Обеспокоенные выходом правозащитников чиновники в администрации президента провели в понедельник совещание с Федотовым, где заверили его, что речь идет «о создании платформы для обсуждения кандидатур, которые смогут выдвигать общественные организации, сам совет», рассказал «Газете.Ru» кремлевский собеседник.
После такого разговора Людмила Алексеева даже смягчила свою позицию и заявила, что сможет вернуться в СПЧ, однако правозащитники Валентин Гефтер и Борис Пустынцев не поверили обещаниям власти и тоже написали заявление о выходе.
Теперь с уходом Юргенса совет по правам человека вплотную приблизился к границе самороспуска, в СПЧ остаются 23 человека.