Олег Шеин стал первым, кого осудили по новому законодательству о митингах в качестве организатора массового мероприятия. Судья признала справедливоросса виновным в организации несогласованного шествия 12 июня по набережной Волги в Астрахани и присудила ему штраф в 20 тысяч рублей.
«Стал пионером», — иронически заметил политик в разговоре с «Газетой.Ru» и добавил, что обжалует приговор в Европейском суде по правам человека. Правда, заплатить штраф Шеину придется, поскольку неуплата по российскому законодательству может привести к уголовному преследованию.
За некоторое время до состоявшегося шествия Шеин подал уведомление в астраханскую мэрию на проведение массового мероприятия именно на набережной, однако получил отказ, причем без предложения альтернативного места. Узнав об этом, сторонники Шеина начали распространять в интернете призывы: «Не собирайтесь в 18.00 на набережной Волги и не проводите шествие». В результате этих призывов в День России на набережной собралось несколько сотен человек, в том числе Шеин. Толпу разогнала полиция, а самого Шеина задержали и отпустили, обязав явиться в суд, чтобы ответить на обвинение в организации несанкционированного массового мероприятия.
Чтобы признать Шеина виновным, понадобилось несколько заседаний суда. По сообщению информагентства AstNews, зал не смог вместить всех желающих присутствовать на процессе, и многие сторонники Шеина ждали его на улице. В ЖЖ Шеина приведены подробности с заседания в виде Twitter-репортажа одной из сторонниц.
Согласно этому отчету, в суде сотрудники полиции сообщили, что, придя на место массового скопления людей, сразу выделили в толпе Шеина, так как он «анатомически отличается от толпы». «Примерно в 18.00 в районе загса появился Шеин, он что-то бурно обсуждал с людьми и выкрикивали лозунги. Потом они пошли по набережной, «по ходу обрастая людьми», — цитируются в репортаже показания сотрудников полиции.
Правда, что конкретно кричал Шеин, полицейские не слышали. Кроме того, свидетели обвинения расходились в показаниях, где именно происходило шествие и во сколько.
Свидетели защиты рассказали, что в праздничный день пришли с семьями погулять по набережной и увидели прогуливающегося с друзьями и распевавшего песни Шеина. Люди к нему подходили, но лишь как к известному в городе политику, а не как к организатору прогулки. «Шли компанией со знакомыми, в числе которых был Шеин, у людей был флаг РФ и флаг Астраханской губернии, люди пели песни. Через некоторое время к Шеину подошли сотрудники полиции и попросили прекратить «это», на вопрос, что именно, ответили: сами знаете. Лично Шеин никаких лозунгов не выкрикивал, порядок не нарушал; сотрудники полиции всё-таки стали его насильно препровождать в отделение», — изложены показания свидетеля защиты Чаплыгина в ЖЖ Шеина.
Несмотря на некоторый разнобой в показаниях свидетелей, суд признал Шеина виновным в организации шествия и присудил ему штраф в 20 тыс. рублей. Минимальный размер штрафа по новому закону, вступившему в силу именно 12 июня, — 10 тысяч рублей, максимальный — 300 тысяч.
«В качестве доказательств со стороны обвинения было предъявлено только одно видео, снятое полицией, на котором несколько женских голосов кричат «Шеин — наш мэр», — рассказал оштрафованный политик. — Меня на этом видео вовсе нет. Еще есть показания сотрудников полиции против меня, многочисленные свидетельства в мою защиту судья проигнорировала. Это становится опасной практикой: получается, по любому полицейскому доносу любого гражданина страны могут признать виновным в административном правонарушении вне зависимости от того, совершал он его или нет, и присудить ему крупный денежный штраф. 20 тысяч — это четыре минимальных размера оплаты труда, притом что в России многие зарабатывают один МРОТ в месяц».
Правоприменительная практика в России не меняется и меняться явно не будет вне зависимости от изменений в законодательстве: на веру берутся любые показания сотрудников полиции или представителей власти, свидетельства в защиту игнорируются, говорит адвокат Вадим Прохоров.
«Для российского суда обычное дело признать человека виновным в нарушении порядка проведения митинга на основе одних лишь рапортов полицейских. И, даже когда защита предъявляет в качестве опровержения этих показаний видео, суд не принимает его в расчет», — говорит адвокат.
Разница лишь в том, что если раньше подобная слепая вера судей в правдивость любых слов сотрудника полиции была чревата для пострадавших от этой веры штрафом в тысячу рублей, то теперь за доверчивость суда оппозиционерам придется расплачиваться куда более значительными денежными суммами. «Власть пытается таким образом загнать протест вовнутрь. Блокируется последняя возможность для людей высказать свое мнение относительно событий, происходящих в стране, протест радикализуется, и, может, в подполье», — резюмировал адвокат.