США и Великобритания готовы предложить президенту Сирии Башару Асаду гарантии неприкосновенности, если он уйдет в отставку и уедет из страны, пишет в четверг The Guardian. Это должно стать частью процесса мирного урегулирования длительного вооруженного конфликта в Сирии, который международные наблюдатели уже называют «гражданской войной». Великобритания на фоне ежедневных отчетов о гибели гражданских лиц в Сирии готова обсуждать возможность «помилования» Асада, если это позволит провести конференцию в Женеве по Сирии. В то же время подчеркивается, что Кэмерон еще не принял окончательное решение по этому вопросу.
Инициатива о гарантиях для Асада исходила от президента США Барака Обамы и британского премьера Дэвида Кэмерона. Она получила поддержку со стороны президента России Владимира Путина в ходе двухсторонней встречи российского и американского президентов на саммите G20 в Мексике, заверил Кэмерон.
«У нас (Россия и западные страны. — «Газета.Ru») остаются разногласия в позициях по последовательности действий и форме переходного периода, но можно только приветствовать, что президент Путин дал четко понять, что он не хотел бы, чтобы Асад остался во главе Сирии», — цитирует Reuters Кэмерона.
«Прежде всего, нам необходимо соглашение о временном правительстве, которое приступит к демократизации Сирии и защитит права всех общин страны», — добавил британский премьер.
Помимо Путина и Обамы во время разговора присутствовали Кэмерон, президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель и премьер Турции Реджеп Эрдоган.
Сам Путин на итоговой пресс-конференции по итогам саммита рассуждал о развитии ситуации в Сирии после отставки Асада.
«Важно, чтобы произошла не просто смена режима, а добиться такой ситуации, чтобы, если она произойдет, в стране наступил мир, и прекратилось кровопролитие. А для этого нужно добиться от всех участников конфликта, чтобы они прекратили кровопролитие, сели за стол переговоров и заранее договорились, как они будут жить дальше вместе в общей стране», — сказал Путин.
При этом он в очередной раз подчеркнул, что не может быть и речи о внешнем вмешательстве в конфликт в Сирии. «Никто не вправе решать за другие народы, кого к власти приводить и кого от власти отстранять», — отметил Путин.
Министр иностранных дел Сергей Лавров в четверг назвал заявление Кэмерона об изменении российской позиции в отношении Сирии «неподобающим».
«Когда Дэвид Кэмерон, выступая на пресс-конференции в Лос-Кабосе перед отлетом оттуда на родину, заявил, что по итогам его беседы с Путиным Россия изменила свою позицию (по Сирии. – «Газета.Ru»), это чистейшей воды неправда», — заявил Лавров в интервью радиостанции «Эхо Москвы».
«Я не думаю, что лидеры такого уровня могут подобным образом интерпретировать содержание своих бесед», — добавил глава российского МИДа. По его словам, позиция России в отношении конфликта в Сирии осталась неизменной.
Ранее Россия дважды накладывала вето на резолюции в Совете Безопасности ООН об ужесточении санкций в отношении режима Асада.
Заявление Кэмерона по поводу изменения позиции России в отношении Асада часть большой игры между крупнейшими державами, уверен главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
«Идет большой торг, а слова Кэмерона, заявления по российским вертолетам, возражения Москвы – все это элементы жесткого противостояния великих держав», — отмечает эксперт.
Россия давно говорит о том, что сохранение у власти Асада не является ее самоцелью. «Об этом Москва постоянно говорила. Теперь, после провала мирного урегулирования Аннана (спецпредставитель ООН по Сирии Кофи Аннан. – «Газета.Ru»), который был во многом идеей России, Москва задумалась о том, что делать с этой ситуацией. Россия понимает, что настаивать на дипломатических усилиях дальше невозможно», — полагает эксперт. По его словам, Россия исходит теперь из того, что в более-менее длительной перспективе Асад будет отстранен от власти. «Поэтому Москва, чтобы капитализировать свои дипломатические успехи, предлагает провести конференцию по Сирии. Россия предлагает что-то подобное Дейтонским соглашениям (соглашение о прекращении огня и разделении территорий в Республике Босния и Герцеговина, подписанное президентами Сербии, Хорватии и Боснии в 1995 году – «Газета.Ru»)», — считает Лукьянов. Дальнейшее развитие ситуации вокруг Сирии будет зависеть от позиции западных стран. «Россия практически всегда действует в зависимости от реакции: какой импульс — такой и ответ. Когда в начале года Запад заговорил о том, что надо быстренько убрать Асада, Москва сказала: «Мы не согласны. Если хотите – действуйте без санкции международных организаций. Но западные страны оказались к этому не готовы», — подчеркивает эксперт.
Переговоры в Мексике проходили на фоне скандала с российским сухогрузом «Алаид» с российскими вертолетами Ми-25 на борту, который направлялся в Сирию. Судно было остановлено у берегов Шотландии после того британская компания Standard Club отозвала страховку сухогруза по запросу правительства Великобритании и вынуждено повернуть обратно в Калининград. О возможных поставках российских вертолетов режиму Асада госсекретарь Хиллари Клинтон говорила еще за неделю до инцидента у берегов Шотландии. В четверг глава МИД Сергей Лавров признал, что сухогруз вез в Сирию три отремонтированных вертолета и средства ПВО, которые «никак не могут быть использованы против мирного населения».
Кроме того, во время саммита G20 комитет по международным отношениям сената США неожиданно отложил голосование по «закону Магнитского», предусматривающему введение санкций против российских должностных лиц.