Российский сухогруз Alaed, перевозившее отремонтированные вертолеты из России в Сирию и задержанный у берегов Шотландии, движется обратно, в Калининград, заявил во вторник глава МИД Великобритании Уильям Хейг.
«Мы осведомлены о том, что судно везло груз отремонтированных ударных вертолетов российского производства в Сирию. Глава МИДа заявил министру иностранных дел России Сергею Лаврову во время встречи 14 июня, что необходимо прекратить поставки в Сирию всех типов вооружений», — говорится в заявлении министерства, которое цитирует «Интерфакс».
Судно Alaed, на борту которого, по информации газеты The Telegraph, находились вертолеты для военных действий в Сирии, было задержано у берегов Шотландии в понедельник. Власти Великобритании взяли под контроль российский сухогруз и заставили его изменить курс. После предупреждения британских властей о том, что Alaed перевозит вертолеты в страну, где власти жестоко подавляют восстание против действующего режима, британский страховщик Standard Club отозвал страховку судна.
По сведениям британского издания, задержанное судно могло перевозить вертолеты Ми-25 и Ми-24Д, которые планировалось доставить в сирийский порт Тартус из Калининграда. The Telegraph пишет, что эти вертолеты проходили в России техобслуживание и ремонт.
Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков, в свою очередь, уже заявил, что Россия всего лишь ремонтировала вертолеты, которые были поставлены в Сирию «давным-давно». При этом Песков добавил, что речь идет о старых машинах, которых всего «несколько штук».
Датская транспортная компания United Nordic Shipping, ранее подтверждавшая коммерческое обслуживание Alaed, во вторник заявила, что судно недавно было перекуплено российской компанией ФЕМКО. Датчане заявили, что не имеют какой-либо информации о грузе, который могло перевозить судно.
Поставки оружия в Сирию и страхование подобных грузов запрещены европейским государствам в соответствии с принятыми санкциями. Тем не менее, по информации американской стороны, Alaed было застраховано в Великобритании, однако теперь страховка судна аннулирована, и ему придется вернуться в российский порт.
Главный редактор сайта «Морской бюллетень» Михаил Войтенко обращает внимание на противоречивое объявление, размещенное на сайте компании, обслуживающей Alaed. «В Санкт-Петербург судно прибыло 4 июня, последним же портом захода перед Санкт-Петербургом был Гибралтар, дата захода в который — 2 мая. В период со 2 мая по 4 июня заходов не отмечено. Время перехода Alaed из Гибралтара в Санкт-Петербург при его скорости — 8—10 суток. Расчеты показывает, что в течение месяца между двумя заходами в порт, сухогруз вполне мог добраться до Сирии и затем направиться в Санкт-Петербург, что прекрасно вписывается в исчезнувший в истории передвижений судна месяц», — пишет Войтенко.
Сообщения о проблемах судна Alaed появились всего через несколько дней после заявления госсекретаря США Хиллари Клинтон, утверждавшей, что Россия занимается поставками боевой техники на Ближний Восток. Глава МИДа Сергей Лавров опроверг эти сведения, подчеркнув, что Россия лишь завершает выполнение давно подписанных и оплаченных контрактов. Причем, по словам российского министра иностранных дел, эти контракты касаются исключительно средств противовоздушной обороны. Вечером в понедельник стало известно о планах России по отправке в сирийский порт двух десантных кораблей, каждый из которых может перевозить до 300 морских пехотинцев и до двадцати танков. Сообщение об этом распространило российское агентство «Интерфакс» всего за несколько часов до встречи президентов России и США Владимира Путина и Барака Обамы на саммите «большой двадцатки».