Владимир Путин подписал закон о митингах, о чем сообщил перед совещанием с верхушкой российского судейского сообщества. В пятницу он провел совещание с председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным, председателем Верховного суда Вячеславом Лебедевым, председателем Высшего арбитражного суда Антоном Ивановым, генпрокурором Юрием Чайкой, помощником президента и начальником ГПУ Ларисой Брычевой, а также министром юстиции Александром Коноваловым.
«С утра разговаривали с председателем Совета по контактам с общественными организациями (Путин так назвал свой Совет по развитию гражданского общества и правам человека — «Газета.Ru»), с Федотовым. Он передал мне про озабоченность общественных организаций. Я не только закон подписал, но и внимательно просмотрел материалы… Судя по этим материалам, в нашем законе нет ни одного положения, которые были бы более жесткими, чем меры в названных странах (ФРГ, Испания, Италия – «Газета.Ru»)».
«Правоприменительная практика должна быть такой, которая бы не ограничивала права граждан на изъявление своих позиций, в том числе и с помощью уличных шествий. Но все это должно быть организовано таким образом, чтобы не нарушить права граждан, которые в этих шествиях участия не принимают», — добавил президент. Путин поручил высокопоставленным представителям судейского корпуса проанализировать закон и «посмотреть на него со всех точек зрения». Президент теперь ждет от судей их предложений. В случае «если обнаружится, что депутаты что-то недосмотрели, то потом можем выйти к депутатам, если будет необходимо», заметил Путин.
Решения президента журналисты ожидали в течение всего рабочего дня: если бы глава государства подписал бы его позже, закон не смог бы вступить в силу к 12 июня. О том, что закон подписан, Кремль объявил лишь после серии утечек из редакции «Российской газеты», где для текста нового закона в субботнем выпуске оставили место. Закон вступает в силу только после публикации. Таким образом, участники оппозиционного «Народного марша», намеченного на субботу в Москве, уже попадут под новые правила. Задержанным и осужденным по статье 20.2 КоАП активистам вместо привычного штрафа в 1000 рублей грозит, как минимум, десятикратное взыскание.
Мэрия Москвы согласовала митинг, который, как обещают организаторы из «Левого фронта» и «Солидарности», должен стать повторением шествия 6 мая. Противники Путина пройдут шествием по столичному Бульварному кольцу в полдень, а в 15.00 соберутся на митинг на проспекте Академика Сахарова.
Поправки в закон о митингах и демонстрациях вводят градацию правонарушений: за самые безобидные из них оштрафованные активисты должны будут заплатить от 10 до 20 тыс. рублей. В случае если действия участников митинга причинят вред здоровью граждан или имуществу, штраф может составить уже 300 тыс. рублей (новые расценки штрафов за правонарушения «Газета.Ru» приводила ранее).
Расплачиваться за свои правонарушения участники митингов могут не только длинным рублем: закон с 1 января 2013 года включает в набор санкций обязательные работы. Максимально возможное наказание – 200 часов безвозмездного труда в пользу государства. При этом работающие граждане не имеют права выполнять более двух часов общественно полезных работ в день, из-за чего наказание за участие в несанкционированном митинге может растянуться до трех с половиной месяцев.
В законе о митингах появилось упоминание нового формата акций, который оппозиция взяла на вооружение в начале мая. После «Марша миллионов» 6 мая оппозиционеры опробовали формат «народных гуляний», воспользовавшись тем, что прогулки граждан до сего дня не требовали согласования с городскими властями. Через три дня гуляний оппозиция разбила гражданский лагерь на Чистопрудном бульваре у памятника казахскому просветителю Абаю Кунанбаеву, который также не подпадал под действующие законы.
Отныне в административном кодексе появляется упоминание «одновременного массового пребывания граждан в общественных местах, повлекшего нарушение общественного порядка». Этот тип мероприятий получил название «сборищ» по аналогии с французским законодательством, интерес к которому не скрывали авторы скандальной законодательной инициативы. Они, правда, не стали заострять свое внимание на том, что «сборищем» французское право признает лишь не всякое собрание граждан, а лишь такое скопление людей, которое несет «серьезную и реальную угрозу» общественному порядку.
Закон о митингах привлек беспрецедентное внимание общественности. Правозащитники увидели в нем нарушение 31-й статьи Конституции, гарантирующей гражданам свободу собраний. Президентский совет по правам человека рекомендовал Госдуме вернуть законопроект в первое чтение и вынести документ на общественное рассмотрение. По закону провели общественные слушания, однако они сопровождались скандалом: приглашенные оппозиционеры покинули зал заседаний, заявив, что им так и не предоставили слова. После таких слушаний Дума приняла закон, причем второе и третье чтение состоялись в один день и завершились около полуночи — «эсеры» и коммунисты пытались саботировать голосование, предложив более 400 поправок, которые, однако, все были отвергнуты парламентским большинством. На следующий день инициативу утвердил Совет федерации. Авторы законопроекта не скрывали, что они торопятся к 12 июня.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, комментируя закон, заявил, что не считает принятые поправки неадекватными российской практике. Закон о митингах «абсолютно в русле того законодательства, которое на протяжении длительного времени имплементируется в упомянутых европейских странах».
«Отвечая на вопрос о несоразмерности штрафов взысканиям за другие правонарушения: то, что у нас штрафы смехотворные за многие правонарушения, это ни для кого не секрет. Естественно, нельзя ориентироваться на эти устаревшие штрафы при введении новых норм», — заявил Песков.
«С учетом нашей реальности принятые поправки в численном выражении мягче, чем европейские аналоги. И, как сказал президент, в соответствии с практикой применения этого закона можно будет посмотреть, что работает не так эффективно, как хотелось бы. И всегда можно будет вернуться к вопросу о совершенствовании законодательства», — добавил пресс-секретарь. На сайте Кремля опубликована таблица, разъясняющая, что санкции за правонарушения во время подготовки и проведения массовых манифестаций составляют $2400 в США, во Франции подразумевают лишение свободы до шести месяцев и штраф в €7500, в Германии — год заключения и €15 тыс., в Италии — заключение на срок от одного до 12 месяцев и штраф, максимальный размер которого неограничен.
Автор законопроекта единоросс Александр Сидякин заявил «Газете.Ru», что по-прежнему считает свою инициативу необходимой. «Здесь нет категории «доволен — недоволен». Я считаю, что закон нужен был. Однозначно в законе, который действовал с 2004 года, было огромное количество проблем и правовых дыр, которые нужно было латать, — сказал Сидякин, подчеркнув, что во всех европейских законах есть запрет на ношение масок и пронос оружия на митинг. — У нас штраф 10 тысяч рублей, он будет выполнять свою функцию превентивную. То есть человек нарушать сознательно закон не будет. Я смотрел статистику: закон нарушают не учителя и не трудящиеся. Все нарушители — это люди, которые в основном занимаются политическим троллингом и специализируются на революционном подходе». Народный избранник не сожалеет о своей фразе, сказанной в его Twitter: «Готовьте кэш, оппозиционеры». По его словам, это всего лишь «элемент политической борьбы».