Transparency International представил в среду доклад об уровне коррупции в Европе. Эксперты пришли к неутешительным выводам: проблемы есть абсолютно во всех европейских странах.
При подготовке доклада учитывалось соответствие законодательства практическому применению законов, а также 12 факторов, среди которых возможность появления коррупционных схем в законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органах, среди государственных служащих и т. д.
Согласно официальным данным Совета Европы, коррупционные расходы в Евросоюзе составляют порядка €120 млрд в год. Аналитики полагают, что реальные цифры могут быть гораздо выше, но напоминают, что уровень коррупции крайне тяжело измерить. Согласно последнему исследованию «Евробарометра», 74% граждан Евросоюза отмечают рост коррупции.
Сразу в нескольких европейских странах авторы доклада зафиксировали «глубоко укоренившиеся проблемы, связанные с экономической неэффективностью, всевозможными злоупотреблениями и случаями взяточничества». В первую очередь, речь идет о средиземноморском регионе: по-настоящему тревожного уровня коррупция достигла в Греции, Италии, Испании и Португалии. Проблемы в этих странах могут помешать им выйти из продолжающегося уже два с лишним года долгового кризиса. Высокий уровень коррупции в условиях дефицита бюджета и государственных долгов означает неэффективное расходование средств и затягивает процесс выхода из кризиса, отмечают эксперты.
«Страны со слабой антикоррупционной политикой сейчас больше остальных страдают от проблем с государственным долгом, — говорит директор по исследованиям Transparency International Финн Хайнрих, которого цитирует Reuters. – Аудиторские структуры в них особенно слабы и часто зависимы от государства, так что чиновники могут иметь представление о том, как им обходить углы».
Авторы доклада отмечают серьезные проблемы в сфере госуправления: чиновники в наиболее проблемных странах Евросоюза, например, могут избежать ответственности за свои действия. Госслужащие и бизнесмены используют свое влияние для того, чтобы выигрывать тендеры и воздействовать на государственную политику; парламенты при этом оказываются не в состоянии как-либо усилить существующие антикоррупционные законы.
«Связи между коррупцией и продолжающимся финансовым кризисом в этих странах более нельзя игнорировать», — заключают авторы доклада.
Из-за распространенных в Греции и Португалии коррупционных схем под угрозой оказывается успешность программ по приватизации. В казну поступит меньше средств, чем запланировано, и их не хватит для покрытия госдолга. «Правительства получат недостаточно денег от программ по приватизации, поскольку они утекут к определенному кругу лиц, близких к чиновникам», – говорит Хайнрих.
Помимо средиземноморских стран, традиционно считающихся проблемными, в доклад Transparency International попали благополучные Швеция и Швейцария. Эксперты отмечают отсутствие обязательных правил регулирования подачи частных пожертвований в пользу политических партий. Впрочем, политические партии наряду с госструктурами и частным сектором признаны авторами доклада самыми уязвимыми для коррупционных схем по всей Европе. Кроме того, проблемными эксперты считают госструктуры, призванные противодействовать коррупции: в нескольких западноевропейских странах их вообще нет, а в Нидерландах они, напротив, такие, что лучше бы их не было вовсе. Авторы доклада называют голландские способы борьбы с коррупционными схемами «абсолютно неадекватными».
Критику экспертов Transparency International вызвали страны, где широко распространен лоббизм и не существует законодательных норм регулирования групп интересов. Лишь в 6 из 25 стран, упоминающихся в исследовании, есть подобные нормы: это Франция, Германия, Литва, Польша, Словения и Великобритания.
Во всех остальных странах лоббисты имеют реальные шансы серьезно повлиять на принятие государственных решений. Налоги в этом случае будут потрачены на обслуживание интересов узких групп, а не всех граждан.
Высокие коррупционные риски отмечаются в государствах, где до сих пор не установлена ответственность за попытки парламентариев продавить законы, сулящие им личную выгоду. Конфликт интересов при законотворческой деятельности из-за недостатка качественного регулирования работы парламентариев возможен в Бельгии, Чехии, Дании, Франции, Германии, Греции, Венгрии, Италии, Нидерландах, Словении и Швейцарии.
Упомянутые в докладе проблемы европейских стран вполне применимы к России, считает директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова. Некоторые страны Евросоюза начали разрабатывать системы прозрачности одновременно с Россией и испытывают похожие трудности, среди которых неготовность общества и власти исполнять новые антикоррупционные законы.
«Во многих странах камнем преткновения является законодательство о лоббизме, законы о whistle blow protection – защите заявителей о коррупции. Но есть серьезное отличие. Практически ни в одной из этих стран антикоррупционные реформы или принятие нового законодательства не остались, как у нас, на бумаге», — говорит Панфилова. По ее словам, в отличие от России, после принятия антикоррупционного законодательства в европейских странах проблемы возникали скорее вследствие «не очень квалифицированного выполнения».
«Почему так происходит – довольно очевидно. Из 25 представленных стран практически нигде нет, скажем так, декоративной демократии. Везде есть система сдержек и противовесов, и везде есть свободные СМИ, которые подталкивают к проведению антикоррупционных реформ. Если копаться на поверхности, то кажется, что схожесть (с Россией) есть, но фундаментально различия огромны», — считает эксперт.