«Я по радио слышала, что к нам Федотов обратился с просьбой отклонить закон… И хочу официально заявить, что никакого обращения в Совете федерации не получали», — председатель верхней палаты Валентина Матвиенко убеждала сенаторов рассмотреть законопроект авторства группы единороссов, предусматривающий стократное увеличение штрафов за нарушение закона о митингах, немедленно.
Голос спикера был тверд: во имя принятия этого закона она оказалась готова даже раскритиковать главу Совета по правам человека при президенте Михаила Федотова, который заявил СМИ, что направил в Совфед обращение с просьбой закон не принимать, так как именно права человека, по его мнению, он нарушает.
Права человека Матвиенко комментировать не стала, добавив, что по сути обращение Федотова она «внимательнейшим образом» рассмотрит только после его получения, а принимать закон предстоит именно в среду.
Мнение спикера разделяли большинство сенаторов. «Люди ждут, что мы сделаем им подарок и примем этот закон. Люди не воспринимают всю эту митинговщину и всевозможные голодовки», — говорил Олег Пантелеев, сенатор от Курганской области. Ему вторили коллеги, сведя обсуждение к перечислению достоинств законопроекта и опасности провокаций на митингах.
С попыткой фрондировать выступила лишь сенатор Людмила Нарусова. Она обратила внимание сенаторов на то, что обсуждение законопроекта вне стен Совфеда носило скандальный характер, и предложила все-таки рассмотрение отложить, однако эта идея поддержана не была. «Подобная торопливость превращает Совет федерации в штамповщика законов», — говорила Нарусова.
Матвиенко предложила Нарусовой не оскорблять Совет федерации, а сенатор Андрей Клишас, глава комитета по конституционному законодательству, парировал выпад в адрес верхней палаты тем, что все возражения и поправки сенаторами в этот закон были внесены еще на стадии его рассмотрения.
Еще одна робкая попытка критики закона прозвучала от сенатора Сергея Лисовского, обратившего внимание на то, что поведение полиции на митингах не всегда безупречно и что в законе уделяется внимание лишь ответственности участников митинга. На это первый вице-спикер Совфеда Александр Торшин предложил впоследствии разработать новые поправки в закон, добавив, что ответственность и правила поведения стражей правопорядка прописаны в законе «О полиции».
На этом обсуждение закончилось. Выступавшие в поддержку законопроекта сенаторы отмечали необходимость защитить население страны от «пуссирайщиков», а также защитить детей, «которых используют организаторы митингов». «Я не вижу здесь сенатора Нарусовой, — съехидничал Торшин. — Пускай придет в зал и послушает, если ей интересно».
Нарусова не откликнулась, проект поставили на голосование.
В отличие от нижней палаты парламента, где за законопроект была только «Единая Россия», сенаторы оказались дисциплинированны. Стократное увеличение штрафов за нарушение законодательства о митингах одобрили все сенаторы, за исключением одного воздержавшегося и одного голоса против.