Новый президент Франции Франсуа Олланд не смог убедить Владимира Путина в необходимости введения санкций против Сирии. Встреча лидеров двух государств проходила в Париже, в Елисейском дворце, в пятницу вечером.
«Режим Асада ведет себя совершенно неприемлемым образом, и были сделаны такие акценты, которые его полностью дисквалифицировали», – заявил французский президент, добавив, что ситуация может измениться только при уходе Асада. «Необходимо предусматривать и давление, и санкции. Знаю, что есть риск дестабилизации ситуации, что есть риск гражданской войны», – подчеркнул Олланд на итоговой пресс-конференции.
Но позиция России остается неизменной: должно быть найдено «мирное политическое решение». «Санкции должны обсуждаться в Совбезе ООН. Санкции далеко не всегда эффективно работают. Главное, что мы должны сделать, — не допустить развития ситуации по худшему сценарию и гражданской войны в Сирии», – ответил Путин Олланду.
Российский президент напомнил про ливийский опыт. «Вот мы все знаем, какой тиран был Каддафи, может быть... А вы знаете, что в Ливии происходило после? Почему вы об этом не пишете? Там что, гуманитарная благодать наступила? Нет!» – казалось, что Путин обращался уже не к французским журналистам, а к самому Олланду. Напомнил Путин и о том, что Асад гораздо чаще бывал в Париже, чем в Москве.
«Что касается визитов и отца, и сына, то у меня ответственности нет: это другие времена были, другая эпоха», – нашелся Олланд. Но оба президента согласились, что план Аннана должен быть доведен до конца. «Аннан очень опытный и порядочный человек. Мы должны сделать все, чтобы его миссия увенчалась успехом. Считаю контрпродуктивным говорить, что его миссия обречена», – сказал Путин.
Поговорили президенты и по ЕвроПРО. По словам Путина, Франция — одна из немногих стран, которая слушает и слышит Россию, позиция которой остается неизменной: требуются военно-технические гарантии, закрепленные в юридически обязывающих документах, что ПРО не будет направлено против России. «Мы много раз слышали разные устные заявления и обещания: в свое время обещали не расширять НАТО, не размещать базы. Но и НАТО расширяется на восток, и базы вокруг нас растут как грибы», – подчеркнул Путин, добавив, что в современном мире лишь одни обещания, что ничего не будет, — это детский сад.
С точки зрения экономических отношений приоритетной для России пока остается Германия, товарооборот с которой в прошлом году составил $72 млрд, тогда как с Францией – $28 млрд, признал Путин. «Разницу чувствуете? Мы проинвестировали в экономику Германии почти $6 млрд, а Германия нам – $29 млрд. А во Франции у нас проинвестировано $140 млн», – прозрачно намекнул российский президент. По словам Путина, у России и Франции хорошие перспективы: страны уже сотрудничают в атомной энергетике, электроэнергетике, авиастроении, космической отрасли, машиностроении. Путин пригласил Олланда в Россию, французский президент пообещал приехать в обозримом будущем.
На этом фоне общение с канцлером Германии Ангелой Меркель, с которой Путин уже давно знаком, проходило в более спокойной обстановке. Но в Берлине, куда президент залетел утром, до Парижа, основные события развернулись еще до прибытия Путина. В ожидании российского президента журналисты и почетный караул около двух часов простояли во внутреннем дворе ведомства федерального канцлера, недалеко от Рейхстага: первыми зайти в здание должны были президент и канцлер.
В это время за забором собиралась толпа людей — как протестующих против Путина, так и поддерживающих позицию России по Сирии. Виднелись флаги Германии, Сирии и желтые транспаранты с надписью «Амнистия для статьи 31» (Конституции РФ, гарантирующей свободу собраний. – «Газета.Ru».
Периодически в толпе начинали стучать в барабаны, были слышны крики в мегафон с требованиями на немецком языке. К началу церемонии за забором собралось около 200 человек. Лозунги были слышны, и когда Меркель с Путиным осматривали войска почетного караула, их заглушил лишь оркестр, исполнивший гимн России, а затем гимн Германии. После этого Меркель и Путин вошли в канцелярию.
Как рассказал журналистам пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, Меркель и Путин во время рабочего завтрака выходили на балкон и слышали протестующих, но не смогли понять, что они кричат.
По итогам встречи Меркель и Путин договорились о том, что необходимо не допустить эскалации насилия в Сирии. «План Аннана может быть отправной точкой , но мы настоятельно должны работать и в Совете Безопасности ООН, чтобы этот план был претворен в жизнь, должны проявить дополнительную активность», – подчеркнула Меркель. «Что касается поставок оружия, то Россия не поставляет таких вооружений, которые могли бы быть использованы в гражданском конфликте», – подчеркнул Путин, отвечая на вопрос, какие действия будут предприниматься по требованию Amnesty International ввести эмбарго на поставки Россией оружия в Сирию.
Лидеры стран также обсудили газовые проекты – «Северный поток», «Южный поток» и Nabucco. Путин напомнил, что «Северный поток» стал международным проектом: «Сейчас к нам уже обращаются Великобритания и скандинавские страны». «Россия – надежный поставщик: многие германские компании имеют долгосрочные контракты с Россией», – добавила Меркель. Интригу внес бывший вице-премьер Игорь Сечин, который сейчас возглавляет «Роснефть». Бывший куратор ТЭК был в кортеже Путина, хотя официально и не входил в российскую делегацию. Как объяснил журналистам Сечин, в Германию он приехал еще в четверг по делам «Роснефти».