«Я на Пушкинской, тут человек 500», — писали активисты в Facebook и Twitter незадолго до начала акции «Контрольная прогулка» — шествия от Пушкинской площади до Чистых прудов, где уже несколько дней разбит лагерь оппозиции.
Действительно, в группе прогулки в Facebook участие подтвердили меньше 2 тысяч человек. Совсем скоро, после начала акции, эта цифра покажется недоразумением.
Гуляли оппозиционеры под руководством известных литераторов – Бориса Акунина, Сергея Пархоменко, Людмилы Улицкой, Виктора Шендеровича, Дмитрия Быкова, Льва Рубинштейна, Эдуарда Успенского, Юлии Латыниной. В толпе были замечены телеведущая Марианна Максимовская, музыкант Андрей Макаревич, художник Андрей Бильжо, главред журнала Interview Алена Долецкая с собакой хаски и главред GQ, писатель Михаил Идов, актер Сергей Юрский.
В стороне держался еще один писатель, главред газеты «Завтра» Александр Проханов, который говорил, что пришел посмотреть, а не участвовать. «Прошла фаза бойни», следующая стадия которой «трупы — классика оранжевых революций», угрожал он. Пархоменко был более оптимистичен: «Идем очень внимательно, никуда не торопимся, погода отличная, на нас никто не кидается». Идея пройтись по центру города возникла после того, как в день инаугурации Владимира Путина ОМОН задерживал людей за прогулки по бульварам, в результате в городе стало не хватать автозаков.
В самом начале шествия людей было действительно немного. Но потом они стали стремительно прибывать. Шли с детьми на плечах, с губными гармошками, пледами, цветами и баяном, рассекали толпу мопеды и велосипеды. Но все было тихо, без скандирования лозунгов, а единственным агитационным материалом оказались белые ленты.
Не выдержали демонстранты, только завидев камеру, а потом и фургон телекомпании НТВ, выпустившей в эфир скандальный документальный фильм «Анатомия протеста». «Позор НТВ!» — закричали гуляющие.
Несколько раз колонна останавливалась, и тут уже тишину нарушали оглушительные аплодисменты. Дело в том, что, оборачиваясь, протестующие не могли видеть хвост колонны, и становилось понятно, что людей пришло неожиданно много. Как 6 мая, во время «Марша миллионов», закончившегося избиением не только демонстрантов ОМОНом, но и ОМОНа демонстрантами.
Депутат Госдумы Дмитрий Гудков говорил корреспонденту «Газеты.Ru», что все думали, что никто не придет, поэтому все пришли. В результате хвоста колонны не было видно даже от пересечения бульваров со Сретенкой. На этом перекрестке, правда, шума прибавилось – яростно сигналили машины, которые не могли проехать в сторону Садового кольца, но участники шествия отчего-то думали, что их так приветствуют. Чтобы участники акции смогли пройти по проезжей части, полиция там на время перекрыла движение.
«Ну все, из страны пока можно не уезжать», — оглянувшись назад, сказал мужчина лет 40. А кто-то в толпе пошутил про «ГУВД-калькулятор». Московская полиция и правда заявила, что на акцию пришли две тысячи человек, хотя, по общему мнению, было никак не меньше 15 тысяч.
На подходе к Чистым прудам людей поубавилось. Многие пошли в метро, но часть все же добрались до памятника казахскому поэту Абаю Кунанбаеву. Там их уже ждали обитатели раскинувшегося у памятника оппозиционного лагеря, ставшего известным в интернете как «ОккупайАбай». В лагере, несмотря на сообщения федеральных каналов, очень чисто: на земле лежит молодежь на пенках и пледах, но нет окурков и другого мусора. Клумба с тюльпанами заботливо огорожена ленточкой. Гудит генератор, iPhone ловит сигнал Wi-Fi сети под названием «PutinVor», а вновь прибывшие (те, которые шли с пледами) ищут себе место под деревом.
У подножия памятника с участниками шествия общались Дмитрий Гудков и Илья Яшин, поскольку все писатели то ли куда-то подевались, то ли просто не могли пробраться через толпу. Их в результате звали как в фильме про Буратино: «А-ку-нин!» Яшин тем временем всем рассказывает, что «Россия без Путина – добрая и счастливая страна».
Когда писатели все же появились, они тоже не стали выступать с программной речью, а сначала провели своеобразную автограф-сессию. Книги им передавали по рукам, над толпой. Причем подписывали они не только свои книги, но и, например, книгу Пастернака. Через несколько минут итоги «Контрольной прогулки» все же были подведены. «Смысл прогулки очень простой – научить власть вежливо обращаться со своим народом, — говорил Акунин. — Если власть поймет, будем считать, что акция удалась, если нет – будем объяснять дальше». Выступавший следом Пархоменко задал тенденцию новых протестов. «Мы уведомили власть, и сегодня закон восстановлен», — объявил он. Действительно, организация публичных мероприятий носит, по закону, уведомительный характер, запретить митинг или шествие нельзя. «Мы будем дальше действовать по этому закону», — пообещал Пархоменко. А Юлия Латынина, которой он передал слово, подтвердила: «Если мы хотим гулять – будем гулять».
По словам Гудкова, лагерь на Чистых прудах будет функционировать до 12 июня – в этот день в Москве состоится очередной крупный митинг оппозиции.