Громкое заявление по вопросу, разделяющему на два непримиримых лагеря американских социальных консерваторов и либералов, президент США Барак Обама сделал в среду в интервью телеканалу ABC.
«Я проделал эволюцию в этом вопросе, — признался Обама. – Я всегда жестко выступал за то, что американские геи и лесбиянки должны быть субъектами честного и равноправного отношения. В какой-то момент я пришел к выводу, что для меня лично важно продвинуться вперед и заявить: я думаю, что однополые пары должны иметь возможность вступить в брак».
До сих пор Обама занимал двусмысленную позицию в отношении прав ЛГБТ (лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров): он открыто симпатизировал геям и лесбиянкам, даже упомянул их заслуги в своей победной речи в парке Гранта в Чикаго в 2008 году, высказывался против законов, прямо запрещающих гей-браки и расширение прав однополых гражданских союзов, но в то же время прямо не поддерживал право американцев заключать однополые браки с согражданами. Так было, правда, не всегда: в 1996 году, когда Обама баллотировался в сенат штата Иллинойс, он признавал право ЛГБТ на создание полноценной в глазах государства семьи, но впоследствии переменил свое решение, заявив, что брак может заключаться только между мужчиной и женщиной. Политику, выходившему на федеральный уровень, важно было не распугать часть своего будущего электората — традиционно голосующих за демократов, но консервативных в социальных вопросах латиноамериканских и афроамериканских избирателей. Именно голосами афроамериканцев Калифорнии, которые почти все как один поддержали в 2008 году Обаму, было принято «предложение № 8», вносившее поправку в конституцию штата о запрещении однополых браков, разрешенных за пять месяцев до этого Верховным судом Калифорнии.
Тактические уступки, однако, не помешали Обаме добиться отмены правила «не спрашивай, не говори» (DADT), запрещавшего открытым гомосексуалам служить в армии, или провозгласить курс на отмену закона «О защите брака», согласно которому федеральное правительство в рамках своих компетенций признавало лишь те союзы, что были заключены между разнополыми гражданами.
В 2010 году Обама провозглашал, что его взгляды на этот вопрос «эволюционируют», что заставило защитников прав ЛГБТ уже предвкушать перемену официальной позиции Белого дома, но она последовала только два года спустя. «Я колебался по вопросу о гей-браках отчасти потому, что думал, что гражданских союзов вполне достаточно, — объяснил в среду президент. – Я всегда принимал во внимание, что для многих слово «брак» является чем-то, что относится к очень могущественным традициям, религиозным воззрениям и тому подобному».
Как пояснил президент, окончательно поменять точку зрения его подвигли его дочери, Саша и Мелиа, которые познакомились со своими сверстниками, воспитывающимися в однополых гражданских союзах. Кроме того, Обама позвонил евангелическому пастору Джоэлу Хантеру, службы которого президент часто посещает, и рассказал ему о своем решении. «Это не то, каким образом я пониманию Писание», — ответил президенту священник, но президент остался при своем мнении, добавив, что верит, что поступает правильно, рассказал преподобный Хантер The Associated Press.
Заявление президента было сделано после выступлений в поддержку гей-браков со стороны вице-президента Джозефа Байдена и министра образования Арни Данкана, давнего друга Обамы еще по его работе в Чикаго.
В эфире телеканала NBC News Байден почти мимоходом ответил, что идея браков между двумя мужчинами или двумя женщинами ему «абсолютно комфортна», заметив, что телесериал «Уилл и Грейс», шедший по телевидению с 1998-го по 2006 год, «сделал для образования публики больше, чем кто бы то ни было» (главный героями сериала являются гетеросексуальная девушка и ее гомосексуальный друг. – «Газета.Ru»). В начале же минувшей недели министр Данкан на вопрос, одобряет ли он гей-браки, ответил простым: «Да, одобряю».
Защитники прав ЛГБТ сразу же потребовали высказаться и главу государства, ведь 8 мая жители Северной Каролины следующими должны были на референдуме голосовать «за» или «против» внесения запрета однополых браков в конституцию штата. И хотя Обама уже призывал голосовать против этого запрета, занять более четкую позицию в этом вопросе в своем твиттере призвал президента и главный помощник Обамы по вопросам предвыборной стратегии Дэвид Аксельрод, и бывший пенсильванский губернатор Эд Ренделл. Белый дом, однако, с реакцией медлил.
Противоречия в позициях главы государства и его сподвижников вызвали вопросы, на которые не смог ответить даже официальный представитель Белого дома Джей Карни. На пресс-конференции тот лишь заметил, что не имеет сведений об изменении президентской точки зрения по этому вопросу. Хотя многим показалось, что выступления Байдена и Данкана были простой арт-подготовкой перед выступлением Обамы, помощники руководителей США утверждают, что это не так.
Байдена часто попрекают за неумение держать язык за зубами: в 2009 году он едва не вызвал панику в разгар эпидемии птичьего гриппа, когда объявил, что не позволил бы своей семье ни летать самолетом, ни ездить в метро, – на этот раз получилось то же самое. О том, что он собирается высказаться по вопросу о правах гомосексуалов на Национальном съезде Демпартии в сентябре, Обама предупредил своих сотрудников еще в начале года, рассказывает The Wall Street Journal. Но Байден вынудил Обаму сыграть на опережение. Через пару дней вице-президент прокомментировал этот казус: «Никто никогда не сомневался в том, что я верю в то, что я говорю. Проблема в том, что иногда я говорю всё, во что я верю».
Защитники прав ЛГБТ приветствуют заявление Обамы, сравнивая его с решением президента Линдона Джонсона принять акт «О гражданских правах», который покончил с сегрегацией афроамериканцев, но стоил ему поддержки демократов Юга, с тех пор переметнувшихся к республиканцам. «Это акт большого мужества», — комментирует Хизер Кронк, директор ассоциации GetEQUAL.
Слова Обамы вряд ли смогут напрямую повлиять на ситуацию с правами ЛГБТ: семейное законодательство является прерогативой штатов, и каждый штат устанавливает свои законы в этой сфере. Так, однополые браки уже разрешены в шести штатах и в округе Колумбия, а в 28 штатах они, напротив, запрещены местными конституциями.
Насколько инициатива отразится на шансах Обамы вновь занять Белый дом, мнения пока разнятся.
Будущий соперник демократа на президентских выборах в ноябре бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни воздержался от резкой критики Обамы.
«У меня те же взгляды на брак, что и тогда, когда я был губернатором, и я выражал их много раз: я верю, что брак — это отношения между мужчиной и женщиной», — заявил он в среду в Денвере. Мормон Ромни наравне с другими консервативными республиканцами является подписантом хартии Национальной организации в защиту брака – он обязался в случае своего избрания добиваться принятия конституционной поправки, запрещающей однополые браки. Однако в то же время он не уходит в полное отрицание ЛГБТ: в среду он подтвердил, что какие-то права за однополыми парами могут быть закреплены, например право на посещение в больнице или включение в программы медицинского страхования.
Консерваторы ликуют не меньше защитников прав гомосексуалов. «Это неожиданный подарок кампании Ромни. Это точно подогреет рекордную явку среди верующих людей», — уверен председатель «Коалиции веры и свободы» Ральф Рид.
К тому же сторонники гей-браков наиболее активны в тех штатах, где они уже разрешены, например в штатах Новой Англии, но там Обама и так побеждает практически гарантированно. А вот в штатах, которые нельзя однозначно причислить к демократическому или республиканскому лагерю, таких как Огайо, Флорида или Вирджиния (именно за них будет бороться Обама), население относится к гей-бракам без особого энтузиазма. Во всех этих штатах были приняты поправки, запрещающие однополые союзы. Та же ситуация в Северной Каролине, на запрет гей-браков в которой Обама и реагировал.
Политтехнологи Демпартии обеспокоены. «Прямо перед выборами вы собираетесь раздражить правый ядерный электорат, в этом нет сомнения», — отмечает в интервью WSJ консультант Демпартии Питер Фенн, по мнению которого, это может повредить показателям Обамы в сельских районах и в западных штатах, а также среди афроамериканской общины. Но его коллега Стив Элмендорф спокоен: «Люди, которые против гей-браков, и так не собирались голосовать за президента, а он получает гигантский кредит среди избирателей в возрасте до 40 лет».
С другой стороны, отношение к гей-бракам эволюционирует в американском общественном мнении очень быстро.
Согласно опросам общественного мнения, легализацию гей-браков сейчас поддерживает большинство американцев.
В 2004 году, говорят данные Pew Research Center, против легализации однополых союзов выступали 60% граждан США, а в марте этого года, по данным опроса по заказу WSJ и NBC News, только 40%. В поддержку гей-браков высказываются 49% американцев. Последний опрос Gallup Inc. также свидетельствует о преобладании, правда незначительном, сторонников гей-браков: 50% против 48%.