Манежная площадь
В день инаугурации Путина центр Москвы был практически безлюден. Металлические заграждения, автозаки и автобусы с ОМОНом дежурили возле большинства станций метро в центре. Были закрыты станции «Боровицкая», «Кропоткинская» и «Библиотека имени Ленина».
Анонсированная накануне вечером акция оппозиции на Манежной началась с некоторым опозданием: идея выйти на примыкающую к Кремлю площадь родилась лишь накануне около 10 вечера после жесткого разгона митинга на Болотной площади.
Никаких плакатов или слоганов на акции не было: участники собирались просто молча постоять с белыми лентами напротив Кремля.
Первые стали появляться в 10 утра возле угла гостиницы «Националь» прямо на пересечении улиц Тверская и Моховая. Людей старшего и пожилого возраста практически не было, большинство участников – молодые люди. Одеты они были по-летнему, многие – довольно дорого и стильно, лишь несколько участников пришли в националистических майках «Я — русский», другие прикрепили на грудь значки «Солидарности».
Люди продолжали собираться у Манежки (#манежка — такой хэштэг в twitter для акции придумали накануне). Примерно в 10.30 число участников акции перевалило за несколько сотен. «После вчерашнего надо быть очень осторожными: много провокаторов», — рассказывали, сидя на парапете подземного перехода, девушки лет по 19, оказавшиеся активистками «Молодежного Яблока».
Вдруг события начали развиваться стремительно: получив команду по рации, полицейские резко сомкнули вокруг активистов белые решетчатые заграждения с надписями «УВД ЦАО», отрезав их от проезжей части. Тех, кто оказался за заграждением, полиция оперативно затолкала в переход метро. ОМОН тем временем сомкнул оцепление со стороны улицы Охотный Ряд, а другой отряд забежал вперед. Таким образом активистов стали давить с двух сторон, параллельно оттесняя их дальше от Манежной площади под козырек гостиницы «Ритц Карлтон».
В этот раз ОМОН не бил людей головой об асфальт и не применял дубинки, по одиночке выхватывая людей из толпы и за руки-за ноги занося в автозак.
Жестче всех задержали активиста проекта «Росагит» Вадима Коровина: когда его запихивали в автозак, он несколько раз сильно ударился головой о машину, но не переставал улыбаться сочувствующим и кричал «Россия без Путина!».
В результате действий полиции толпу оттеснили в Газетный переулок к McDonald's. Некоторые пытались скрыться от ОМОНа в близлежащих кафе, часть активистов зашла в McDonald's. ОМОН тем временем вошел в раж и последовал за оппозицией в ресторан быстрого питания, ворвавшись туда и перепугав многочисленных посетителей с детьми.
«Почему вы здесь сидите, если ничего не покупаете?» – спрашивали омоновцы у посетителей, которые им казались подозрительными.
Вскоре правоохранительные органы перекрыли выход с переулка к Тверской, а люди с белыми лентами удалились в сторону Никитского бульвара.
Большая Дмитровка
Сразу же по окончании первой акции оппозиции в том же Газетной переулке, а также на Тверской и Большой Дмитровке появились группы молодых людей с плакатами на шее «Путин любит всех». В руках они держали георгиевские ленточки и ленточки-триколоры, пытаясь всучить их прохожим. « Мы из Тулы приехали, мы из «Молодой гвардии». На один день приехали. Кто позвал? Ну из Москвы позвонили», — радостно говорила корреспонденту «Газеты.Ru» девушка лет 14. «А как на Арбат пройти? Там враги России собрались!» – спросила у корреспондента другая девушка, прихавшая вместе со своей группой из Саратова.
У полицейских, стоявших в Камергерском переулке, заработали рации. «Идет группа с белыми лентами по Большой Дмитровке! Срочно туда!» – надрывалась рация. «Да, идем. Нам нужно подкрепление!» – отвечал полицейский.
«Быстрее! Их задерживать надо! Только не перепутайте, как в прошлый раз, белые ленты с триколором», — сурово приказывала рация.
На пересечении Камергерского и Большой Дмитровки прохожие, сидевшие в кафе, с удивлением наблюдали, как переулок перекрывает ОМОН.
Разгром на Никитском и Тверском бульварах
Протестующие, которые не попадали к Манежной, группировались на Тверском и Никитском бульварах. Людей с белыми лентами было несколько сотен. Вскоре сюда прибыли отряды ОМОНа, по отработанной схеме они начали задержания, вытесняя всех с бульваров.
Часть оппозиционеров скопилась на Никитском бульваре — это место оказывалось ближе всего к маршруту проезда Владимира Путина в Кремль. Там же произошли наиболее громкие события, которые потом активно обсуждали оппозиционеры: разгром кафе «Жан-Жак», популярного среди московской прессы и оппозиционеров, и зачистку соседнего паба «Джон Донн».
Днем можно было лицезреть уже закрытые кафе «Жан-Жак», «Джон Донн» и «Каппучино». «По техническим причинам кафе временно не работает», — гласили надписи на дверях. Напротив кафе дежурили автозаки, площадку возле заведений патрулировал ОМОН. Столиков на летней веранде «Жан-Жака», еще накануне присутствовавших, не наблюдалось.
А вот что происходило там утром. «Мы сидели, пили кофе: я, журналист Александр Подрабинек, политик Борис Немцов, главный редактор «Грани.ру» Владимир Корсунский, — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» очевидец событий, публицист Лев Рубинштейн. — Вдруг увидели, что вдоль бульвара идет несколько людей с белыми лентами. Они встали у дороги, полиция попросила их отойти с проезжей части, это требование они выполнили. Вдруг на Никитском бульваре появился отряд ОМОНа, который подбежал к активистам и стал их задерживать, а заодно всех посетителей кафе, выволакивая людей из-за столиков, переворачивая столы, разбивая посуду, стаканы, чашки».
«Зачистили «Жан-Жак». Меня выбросили прям из кафе, разбили нос, засунули в автозак. Гребут всех. Обычных посетителей кафе. Адская духота. Вентиляцию включать отказываются. Стебутся: «Дышите реже», - написал в своем блоге активист движения «Лига избирателей» Николай Беляев.
Позже выяснилось, что в ходе задержания он получил ушиб позвоночника, но несмотря на это, ему вручили повестку в военкомат.
На Пушкинской ОМОН продолжал массовые задержания, сдавливая активистов в кольцо и выхватывая тех, кого считал нужным. Под горячую руку попадали и простые отдыхающие.
Рядом со скоплением людей с белыми лентами без плакатов и лозунгов проходила акция кремлевской молодежи, пришедшей сюда с Арбата. В какой-то момент кремлевская молодежь организованно покинула Тверской бульвар. Корреспонденту «Газеты.Ru» участники этой акции сказали, что уйти их попросил ОМОН, чтобы сторонники Путина случайно не попали в автозаки во время задержаний оппозиционеров.
Толпу протестующих с белыми лентами вскоре рассеяли. В это же время ГУВД сообщило, что во время инаугурации Путина в Москве было задержано более 120 человек, и обстановка в городе «в целом спокойная».
Возле станции метро «Пушкинская» образовалась пробка из автозаков, все они были заполнены. Оппозиционеры в это время через соцсети договорились переместиться к Чистым прудам.
Чистые пруды и Китай город
На Чистых прудах противников Путина было около двух сотен, многие из них были даже без белых лент и просто стояли около фонтана и разговаривали между собой. Бойцы ОМОНа окружили веселых молодых людей, без плакатов и слоганов, стоявших даже не единой толпой, а мелкими группами.
Отдыхающие на лавочках наблюдали, как людей, гуляющих у фонтана, скручивали и относили в автозаки, а ОМОН сомкнул оцепление, чтобы выдавить неугодных гуляющих из общественного места.
Активисты отступали назад под давлением ОМОНа, подскальзываясь на сырой от дождя траве. «Нужно подкрепление. Тут башкирский ОМОН работает, надо еще отряд», — тем временем командовал в рацию один из полицейских.
Под горячую руку попали корреспондент «Коммерсанта» Александр Черных и муниципальный депутат Константин Янкаускас, обратившие внимание полицейских на то, что именные жетоны у них прикрыты карманами. В ответ на требование открыть жетоны ОМОН решил задержать жаждущих соблюдать закон. Впрочем, через короткое время Черных все же был отпущен.
К вечеру активисты решили отправиться на Китай-город к администрации президента. Здесь к 19.00 у памятника Героям Плевны собралось около 300 человек. Дальше происходившее напоминало события на бульварах: точечные задержания, кольца ОМОНа и требования полиции разойтись. На момент сдачи материала противостояние в районе Китай-города еще не закончилось. Число задержанных там составляло 30–40 человек, часть протестующих оттеснили к Маросейке.
Cуды
Общее количество задержанных за два дня акций составило, по данным ГУВД, около 1000, при этом ни суды, ни полиция явно не справлялись: ОМОН жаловался по рации на нехватку автозаков, а дела большинства из доставленных в суды так и не успели рассмотреть.
Часть задержанных отпустили после профилактических бесед. 100 человек призывного возраста получили повестки для явки в военкоматы. Несколько приговоров с утра былы жесткими. Так, активиста «Солидарности» Николая Ляскина приговорили к пяти суткам «за неповиновение сотрудникам полиции». При этом лидеры оппозиции, задержанные накануне, отделались более мягкими наказаниями. Политик Алексей Навальный и лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов получили по 1000 рублей штрафа за ту же статью, что и Ляскин. Навальный, выйдя на свободу после суда, предположил, что известным оппозиционерам намеренно давали только штрафы, чтобы не эскалировать протест.