Третья церемония инаугурации Владимира Путина отличалась от прежних. Хотя и ранее перекрывались основные улицы, а в центр стягивались дополнительные силы правоохранительных органов, в основном это касалось маршрута проезда избранного президента по Новому Арбату. На этот раз полностью блокированы были также Манежная площадь и Красная площади, Моховая улица, начало Тверской, соседние переулки. На выход не работали центральные станции метро (пассажирам объявляли, что это связано с «мероприятиями», а жители домов на Новом Арбате, по данным «Эха Москвы», не выпускались из домов.
Таким образом должны были быть предотвращены выступления противников президентства Путина, которые с утра намеревались собраться на Манежной площади, чтобы продолжить многотысячный «Марш миллионов», прошедший накануне. Впрочем, удалось собраться немногим. По оценке корреспондента «Газеты.Ru», в районе Тверской и Большой Никитской было около 300 активистов, часть из которых задержал ОМОН. Зачистки продолжились также на Никитском бульваре и Тверском бульварах, куда отправились протестующие.
ОМОН зачистил в частности, кафе «Жан-Жак», где за летними столиками сидели посетители и часть активистов. При задержаниях, по свидетельствам очевидцев, клиентов кафе избивали.
Государственные телеканалы, которые вели прямую трансляцию инаугурации, об этой части подготовки к мероприятию не упоминали. В это же время перед Большим Кремлевским дворцом (БКД) собирались приглашенные на инаугурацию: министры, их замы, главы федеральных агентств, представители Совета федерации, Госдумы, губернаторы, сторонники Медведева и Путина из «открытого правительства» и «Объединенного народного фронта». Ожидая в очереди прохода во дворец, большинство фотографировались на фоне соборов, многие рассказывали друг другу, как добирались до Кремля. «Я никогда так быстро не добирался по Новому Арбату, улица пустая, а вот возле метро «Боровицкая» пришлось оставить машину», — поделился один из приглашенных. «Настроение прекрасное. Правда, непривычно в выходной день в костюме быть», — смущенно сказал глава Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.
Уже внутри БКД в Георгиевском, Александровском и Андреевском залах часть гостей торопилась занять первые ряды. В частности, бизнесмены стояли у стен, обсуждая текущие дела. С серьезными лицами разговаривали глава ТМК Дмитрий Пумпянский, глава ММК Виктор Рашников и президент «Лукойла» Вагит Алекперов. Разговор прервался, когда мимо проходил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. «С наступающим праздником! Мы вас вроде не огорчаем», — то ли спрашивал, то ли утверждал Алекперов, пожимая руку Артемьеву.
Кто-то из гостей, в основном чиновники, сравнивали сегодняшнюю церемонию с прошлыми инаугурациями. В этот раз в Кремль были приглашены около 2500 человек. «В прошлый раз не так плотно стояли, свободнее, могли ходить и разговаривать», — поделился с «Газетой.Ru» Артемьев.
Послы других государств переживали, что всю церемонию надо простоять, поскольку стульев нигде не было. «Мы должны стоять с 11 и до 12.30?», — не переставал спрашивать посол одного из восточных государств, попросивший не называть своего имени.
За это время глава «Русской службы новостей» Сергей Доренко успел пройти по красной дорожке Георгиевского зала, не встретив сопротивления со стороны охраны. «Я специально медленно шел. Одна минута и 12 секунд», — бывший телеведущий показывал всем запись на iPhone. Удалось Доренко сфотографировать главу «Альфа-групп» Михаила Фридмана, присевшего отдохнуть на небольшую тумбу. «Фотография называется «Фридман сел», — шутил Доренко.
Церемония началась с выезда президента Дмитрия Медведева из резиденции в Кремле. Медведев в небольшом кортеже доехал до Соборной площади, где прощально принял состав Кремлевского полка. После этого Медведев пешком направился по Красному крыльцу в Большой Кремлевский дворец. Гости следили за всем по экранам, расставленным в залах.
Путин, в свою очередь, в кортеже с мотоциклистами отправился в сторону Кремля из Белого дома по полностью пустому, безлюдному Новому Арбату. «Москва какая-то безжизненная. Без людей. Аж страшно», — вздыхала телеведущая программы «Здоровье» Елена Малышева, стоявшая среди приглашенных во дворце.
Проехав далее по Знаменке, Путин не заехал в ворота Боровицкой башни, где пролегает обычный маршрут президента на работу. Его представительский Merсedes S600 Pullman двинулся в объезд вокруг Кремля через Кремлевскую набережную и Васильевский спуск.
Это был специальный маршрут в честь инаугурации, который заканчивался въездом в резиденцию главы государства через Спасскую башню. У входа в Большой Кремлевский дворец Путина поприветствовал коммендант Кремля, после чего президент прошел через Георгиевский и Александровский залы в Андреевский зал под музыку Чайковского и апплодисменты первых рядов гостей. Им избранный президент иногда сжато улыбался. На церемонии присутствовала и жена Путина Людмила, стоявшая в первом ряду вместе с теперь уже бывшей первой леди Светланой Медведевой.
После того, как Путин дошел до сцены, слово взял Медведев, который в своей речи кратко подвел итоги четырехлетнего президентства. Их он считал успешными.
«Нам многое удалось, мы полностью выполнили социальные обязательства, начали модернизацию экономики», — пришел к выводу Медведев. Ушедший президент вспомнил в числе итогов войну с Грузией в 2008 году и, вероятно, намекнул на выступления граждан в последний год своего правления: «Считаю одним из очевидных достижений - широкое участие граждан в политической жизни. Принципиально важно, что и сама власть стала более открытой для диалога и сотрудничества». «Я рад что сегодня президентом станет Владимир Владимирович Путин, опытный человек и сильный руководитель, которого поддерживает большинство граждан страны», - заключил он.
Медведева слушали невнимательно: кто-то разговаривал по телефону, кто-то продолжал общаться со знакомыми и коллегами.
Следом глава Конституционного суда Валерий Зорькин предложил избранному президенту прочесть текст присяги. Прочитав короткий текст из статьи 82 в Конституции, Путин стал считаться официально вступившим в должность. Новый президент обратился к присутствующим с инаугурационной речью. В отличие от Медведева, собравшиеся слушали Путина внимательно, почти никто не разговаривал, все смотрели на экраны телевизоров.
«Сегодня у нас есть все для движения вперед, для созидания, дееспособное и развивающееся государство, прочная экономическая и социальная база, активное и ответственное гражданское общество. Я вижу в этом большую заслугу Дмитрия Анатольевича Медведева», - начал Путин. «Впереди у него сложные и очень ответственные задачи, я желаю ему успехов», - добавил президент, очевидно имея в виду, планы по назначению Медведева премьер-министром. «Нам потребуется решать задачи иного качества и иного масштаба, ближайшие годы будут определяющими для страны на многие годы вперед», - продолжил президент.
В числе целей Путин упомянул «новую экономику», «обсустройство огромных российских пространств», необходимость стать « лидерами и центром притяжения Евразии», «укреплять российскую демократию, права и свободы, расширять участие граждан в управлении страной, в формировании национальной повестки дня».
«Мы хотим и будем жить в демократической стране», — заметил Путин.
Затем Путин покинул БКД под приветственный салют 31 артиллерийского залпа, чтобы в закрытом помещении получить в управление так называемый «ядерный» чемоданчик, а затем отправился на смотр кремлевского полка. Официально церемония завершилась звоном колокольни Ивана Великого. Задержания на бульварах в центре города, тем временем, продолжились.
Послед отъезда Путина гости продолжили общение на Соборной площади. Многие обсуждали, чем занять время до вечера, когда должен состояться прием в честь нового президента. Кто-то делился впечатлениями. «Вы видели, с какими напряженными лицами Медведев и Путин вошли в зал. У них впереди непростое время. Сейчас другая ситуация в гражданском обществе. Они не могут этого не замечать. Медведеву, как премьеру, еще сложнее будет, потому что в экономике все сложно», — рассказывал председатель «Деловой России» Борис Титов. «Они вошли не с напряженными, а серьезными лицами, как того требует протокол», — не согласился замминистра юстиции Юрий Любимов.
«Во время церемонии я совершенно случайно оказалась в нужном месте: среди эмвэдэшников. Они все обсуждали вчерашнее (столкновения на «Марше миллионов». — «Газета.Ru») и говорили, что надо переписывать, ужесточать законы», — делилась с корреспондентом «Газеты.Ru» одна из приглашенных
«Может начаться закручивание гаек, а люди и так уезжают из страны. Что дальше будет?» — опасалась она. «Не будет Путин закручивать гаек. Он не дурак. Да и ему просто этого не дадут», — возразил один из бизнесменов.