Ежегодный аналитический обзор о положении со свободой слова в мире, готовящийся американской правозащитной организацией Freedom House, показал, что впервые за последние восемь лет в 2011 году в целом ситуация со свободой прессы не ухудшилась. Это касается и России.
Россия поднялась на одно место в рейтинге свободы прессы Freedom House, достигнув 172-го места, которое она делит с Зимбабве и Азербайджаном. Правда, вместе с Россией на строчку вверх подтянулось и Зимбабве: обе страны делили 173-е место с Демократической Республикой Конго и Гамбией.
Однако, отмечают авторы опубликованного во вторник доклада, «авторитарные страны, такие как Россия, Иран и Венесуэла, применили различные техники для того, чтобы удержать контроль над медиа, арестовывая некоторых критиков, закрывая некоторые СМИ и блоги и предъявляя журналистам иски о клевете и диффамации».
Что касается непосредственно России, то ее «податливая судебная система» служит для преследования журналистов. В этой стране для существования СМИ характерны «безнаказанность за физические нападения и убийства журналистов, а также (…) государственный контроль или влияние на большинство традиционных СМИ».
Freedom House отмечает, что за демократизацию доступа к информации россияне должны благодарить новые «социальные медиа».
Улучшению ситуации в России в области свободы слова способствует «в некоторой степени расширение пользования интернетом, социальными медиа и спутниковым телевидением», уверены в FH.
«Новые медиа и гражданский журнализм внесли значительный вклад в египетское и тунисское восстание и сыграли определяющую роль в том, что в 2011 году Ливия, Тунис и Египет вышли на уровень «частично свободных» стран для журналистики, где пространство свободы расширилось с падением диктаторов», — определяют авторы доклада. Гражданские журналисты, блогеры и создатели собственного информационного контента в социальных сетях также поспособствовали «созданию новой и потенциально более демократичной политической динамики в России». Мобилизационная и просветительская сила новых медиа наиболее явно показала себя в России после декабрьских парламентских выборов, уверены в вашингтонском правозащитном институте.
Новые медиа в таких странах, как Египет и Россия, продолжают эксперты FH, продемонстрировали, что при поддержке традиционных масс-медиа «могут быть вполне эффективными для распространения информации о правительственных злоупотреблениях и мобилизации гражданских действий против несвободных режимов». В то же время они «играют гораздо менее значительную роль при создании демократических институтов, особенно в тех обществах, где большинство населения по-прежнему получает информацию из подконтрольных правительству источников».
В России «пользователи новых медиа еще не достигли реального прорыва в том, что касается доступности для пользователей в масштабе всей России, и продолжают сталкиваться с целым спектром политических, экономических, легальных и нелегальных инструментов (давления), имеющихся в распоряжении государства».
Первую тройку рейтинга, как и годы до этого, возглавляют скандинавские страны — Финляндия, Норвегия и Швеция. Список аутсайдеров также не нов — это Узбекистан, Туркмения и КНДР.
Из других стран бывшего СССР выше российских позиции у Грузии — 111-е место, Молдавии — 115-е, Украины — 130-е, Армении — 149-е, Киргизии — 155-е. Россия также пропускает вперед Таджикистан, занимающий 171-ю строчку в рейтинге. Чуть хуже, чем у России, позиции у Казахстана — 175. Белоруссия оказалась на пятом с конца месте — 193-м, выступая лучше, чем Эритрея, но проигрывая Ирану.
Вошедшие в Евросоюз Латвия, Литва и Эстония, как и прежде, находятся в первой половине списка — на 54-м, 40-м, 22-м местах соответственно. США, в минувшем году занимавшие 17-е место, в этом году опустились на 22-е. FH связывает это с ухудшением экономической ситуации, сказавшимся на положении независимых СМИ, а также с многочисленными конфликтами представителей властей с прессой в ходе освещения кампании Occupy Wall Street («Захвати Уолл-стрит»).