Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:
— Как и в предыдущих выступлениях Дмитрия Анатольевича, приоритеты названы правильно. Чего хочет Медведев? Он хочет еще раз быть президентом, он сам об этом откровенно говорил. И суть его сегодняшнего выступления была очень простая:
Медведев настаивает на сохранении тандема, на достаточно высокой доле автономности, на том, что у него может быть отдельное от Владимира Путина позиционирование и возможность апеллировать к тем группам населения, которые Путин для себя не считает приоритетными.
Соответственно, думаю, что Медведев будет пытаться не стать премьер-министром-технократом, а еще раз заявил о своем интересе к политической проблематике. Сегодняшнее выступление Медведева надо рассматривать в паре с выступлением Путина перед активом партии «Единая Россия», в ходе которого Путин предложил партии избрать своим лидером Медведева.
Это на самом деле создает Медведеву ограничение: одно дело, когда ты надпартийный и можешь апеллировать к либералам. И другое — когда ты руководишь партией власти.
Есть другой путь у Медведева — изменение идеологического позиционирования ЕР, ее либерализация. Но здесь проблемой будет «естественное сопротивление материала». ЕР в ее нынешнем виде — партия бюрократии, понятно, что большинство членов ЕР по своей внутренней идеологии антизападники. Это будет одна из самых главных проблем Медведева, потому что он в значительной мере западник и по крайней мере декларирует свои либеральные убеждения.
У Медведева будут полномочия на какие-то кадровые замены в руководящих органах партии, но дальше возникнет вопрос, как это скажется на результатах ЕР на выборах.
Юлия Цепляева, главный экономист BNP Paribas по России и СНГ:
— Назначение Медведева на пост премьера будет означать, что властный тандем не сохранился. Медведев будет играть роль технического премьера при президенте Путине. Он будет выполнять те задачи, которые сформулировал Путин, поэтому сюрпризов от премьера ждать не нужно. Но, насколько серьезными будут намерения Путина — Медведева реализовать модернизационную модель экономики, неизвестно. Мы знаем заявления Путина о том, что необходимо провести либерализацию экономики, и за 10 предыдущих лет это можно было сделать, но закончилось обратным — усилением роли государства в экономике. Путин и Медведев стремятся примерно к одним целям. Между ними нет противоречий, поэтому работать в должности премьера Медведеву будет комфортно. Хотя пути достижения этих целей они нередко видят по-разному.
Бюджет этого года будет почти бездефицитным — не более 0,1% ВВП, прогнозирует Минфин. Это реально, согласны эксперты. Но заслуги правительства в этом нет. При среднегодовой стоимости нефти в $115 за баррель бюджет можно свести даже с профицитом.
Борис Титов, председатель бизнес-ассоциации «Деловая Россия»:
— Многие из вещей, сказанных Медведевым, обсуждались ранее. Это и 25 млн высокопроизводительных мест, и замена старых на новые, и 100 шагов вперед в деловом климате — многие эти вещи сегодня в работе.
Но есть и вещи, которые мы не услышали. В частности, Путин в декабре у нас на форуме «Деловой России» заявлял, что необходим решительный налоговый маневр. Сегодня об этом было сказано только то, что нет необходимости повышать налоги. Но нас это не устраивает. Сегодня Россия неконкурентоспособна по этому показателю: у нас сегодня налоговая нагрузка на бизнес вдвое выше, чем в Казахстане.
Нам нужен реальный решительный налоговый маневр, и предлагаем его структуру, но, к сожалению, пока не услышали от Медведева его мнение.
Сегодня в России нужен не только решительный налоговый маневр, но и решительные экономические реформы, потому что ситуация достаточно тяжелая в экономике. Бизнес уходит из страны. И Медведев говорил о темпах роста экономики, но на самом деле если из 4% отчленить нефтяные проценты роста, то получается всего 1%. В марте темпы роста промпроизводства вообще были отрицательными. Поэтому, конечно, мы сегодня очень обеспокоены и хотели бы от нового премьера действительно кардинальную экономическую реформу, которая бы стимулировала развитие страны. Не в общих словах, об этом Медведев все сказал — и борьба с коррупцией и с административными барьерами, и развитие частного сектора, и прочее. Но кроме общих ориентиров это все должно выражаться в конкретных «дорожных картах», конкретных действиях.
Илья Пономарев, депутат Госдумы от «Справедливой России», соучередитель «Левого альянса»:
— Все четыре года правления Медведева были набором благих пожеланий, и сегодня эта стилистика не поменялась и вряд ли поменяется в будущем. Это было некоторое итоговое его выступление, в котором он говорил о демократии и свободе, но мало из того, что он говорил, сможет превратиться в реальное действие: это вещи безусловно важные, но центр принятия решений в мае перемещается вместе с Путиным в Кремль, и все это знают.
Алексей Макаркин, заместитель гендиректора Центра политических технологий:
— Выступление Медведева показывает, что он не хочет быть техническим премьером, какими были Фрадков и Зубков, а хочет быть политической фигурой. Но все основные решения будут приниматься президентом, то есть фактический «номер один» становится «номером один» юридически — это Путин.
А Медведев, наверное, что-то может попытаться сделать, но у него будет сразу несколько ограничителей: последнее слово будет не за ним, и поэтому далеко не факт, например, что ему удастся реализовать амбициозную программу приватизации: у него очень много противников в правящем классе, которые, конечно, будут апеллировать к президенту.
Кроме того, правительство как было, так и остается слишком зависимым от мировой экономической конъюнктуры. То есть ограничитель не только президент, но и цены на нефть.
В-третьих, не совсем понятно, на кого он сможет опереться: значительная часть госаппарата будет ориентирована на президента.
Медведев возглавит «Единую Россию», которая представляет собой конгломерат очень прагматичных элит, на которые тоже очень трудно опереться: они ориентируются на того, кого считают более сильным. «Единая Россия» может стать для Медведева обузой: на него будут сваливать все ее возможные неудачи в регионах.
Анатолий Локоть, депутат Госдумы от КПРФ:
— Медведев ставил своим выступлением две задачи. Во-первых, подвести итоги своего правления и оставить по себе приятное впечатление, показать, что четыре года его президентства пошли в позитив, положительно сказались на уровне жизни россиян. Во-вторых, он хотел застолбить за собой площадку на время будущего премьерства.
Но он запомнится попытками модернизации политической системы, которые не всегда получались удачным. Взять, к примеру, последний законопроект о выборах губернаторов, который сегодня голосовался во втором чтении. Это хорошая, перспективная идея, но объявленная процедура была обставлена такими условиями, президентскими и муниципальными «фильтрами», что в ней не осталось первоначального смысла. То же касается и модернизации экономики, а ведь он был очень обнадеживающим в начале своего президентства: он обещал бороться с сырьевой зависимостью, бюрократизацией и коррупцией. Эти задачи были поставлены, но решены-то не были. Я думаю, если он не преуспел в этом, будучи президентом, то в должности премьер-министра это не удастся ему тем более.