Северная Корея в ночь на пятницу провела пуск баллистической ракеты «Ынха-3» («Млечный Путь»), которая должна была доставить на орбиту спутник связи «Кванменсон-3» («Яркая звезда»). Пуск был осуществлен в 7.39 по пхеньянскому времени (2.39 ночи по Москве) со стартовой площадки в провинции Пхёнан-Пукто в северо-западной части страны. Иностранные журналисты, приглашенные в столицу КНДР для освещения этого запуска, приуроченного к пышно празднующемуся в стране 100-летию основателя коммунистической Кореи Ким Ир Сена, о том, что это событие состоялось, предупреждены не были.
По данным японских и южнокорейских военных, полет ракеты продолжался всего одну минуту, после чего ракета рухнула в океан.
Она стала рассыпаться на части почти сразу после запуска и до отделения от нее второй ступени, хотя, по первым данным, вторая ступень все же отстыковалась и ее обломки упали в океан около Филиппин. Чуть позже эту информацию опроверг Пентагон, указав, что ракета даже не покинула пределов атмосферы. Падение ее обломков зафиксировано примерно в 200 километрах от города Кунсан на западном побережье Южной Кореи. Правительство этой страны объявило, что уже начало операцию по поиску обломков в своих водах.
Северокорейское информагентство ЦТАК не стало отрицать провал операции: «Ученые, технические специалисты и эксперты в настоящий момент выясняют причины неудачи».
Ракетный пуск был единодушно осужден международным сообществом, включая Россию. По общему мнению, это была не попытка отправить на орбиту научный спутник, а испытания межконтинентальной ракеты, которая, в принципе, способна нести боевой заряд.
«Резолюция СБ ООН 1874 прямо требует от КНДР воздерживаться от любых запусков с применением баллистических ракет. Это касается как военных, так и гражданских запусков», — объявил «Интерфаксу» собеседник в российском МИДе. Санкционная резолюция в отношении Северной Кореи была принята Совбезом ООН летом 2009 года, после очередного северокорейского ядерного испытания. Помимо требований к Пхеньяну прекратить работы по ракетной программе она вводила запрет на поставку в КНДР всех видов оружия и «связанных с ним материальных средств», а также санкции на проведение «финансовых операций, технической подготовки, консультирования, а также оказание услуг и помощи, которые связаны с поставкой, изготовлением, эксплуатацией и использованием такого оружия или материальных средств».
Кроме того глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров поставил свою подпись под совместным заявлением глав МИДов «большой восьмерки», встретившихся накануне в Вашингтоне.
Официальный представитель американского Белого дома Джей Карни выступил с более резким заявлением. «Несмотря на провалившуюся попытку ракетного пуска, северокорейские провокационные действия угрожают региональной безопасности, нарушают международное право и вступают в противоречия с их же недавно взятыми обязательствами», — заявил он журналистам, добавив, что такие демарши Пхеньяна «не удивительны», учитывая «агрессивную модель поведения», которой руководствуются в Северной Корее.
Недоволен КНДР и Китай. «Мы надеемся, что все стороны проявят сдержанность и хладнокровие, будут избегать действий, которые могут навредить миру и стабильности на Корейском полуострове и в регионе», — предельно корректно прокомментировал происходящее представитель МИД КНР Лю Вэйминь.
«Разделяя позицию, что запуск подрывает региональный мир и стабильность, мы призываем КНДР воздержаться в будущем от запусков, использования ракетных технологий и других действий, которые обострили бы ситуацию на Корейском полуострове. Мы готовы определить перечень ответных мер в отношении КНДР и призываем СБ ООН к соответствующим действиям», — цитирует совместное заявление РИА «Новости».
Япония не дожидается решения Совбеза и готова действовать в одностороннем порядке. Официальный представитель кабинета министров Осаму Фудзимура объявил, что его правительство не исключает введения дополнительных санкций в отношении Пхеньяна, хотя и не стал уточнять, какова может быть их природа.
Он также заметил, что «даже неудачный пуск Северной Кореей своей ракеты, несмотря на неоднократные призывы воздержаться от этого шага, которые Япония передавала по дипломатическим каналам, представил собой угрозу безопасности Японии и ее народа». В Токио уверены, что, поскольку северокорейское ракетостроение далеко от совершенства, обломки ракет после неудачного запуска могут обрушиться и на японскую территорию.
В 2006 году две из семи баллистических ракет, испытывавшихся КНДР, упали в Японское море в пределах 200-мильной экономической зоны России, в непосредственной близости от Владивостока и Находки.
Тогда российские власти никак не отреагировали: Тихоокеанский флот даже заявил, что слежение за северокорейскими ракетами не находится в его компетенции, а власти Находки выставили перед консульством КНДР усиленную охрану, опасаясь штурма со стороны разгневанных горожан. В 2009 году, правда, когда КНДР вновь испытывала баллистические ракеты, ТОФ России был приведен в боевую готовность.