Премьер-министр России Владимир Путин, готовящийся пересесть в президентское кресло на третий срок, посетил Госдуму, чтобы выступить с ежегодным — последним для себя — отчетом правительства. Отчет сопровождали акции протеста разной интенсивности.
Рано утром к Госдуме пришли несколько десятков активистов из различных оппозиционных организаций с белыми лентами, чтобы «гулять перед зданием», но «гулять» протестующие решили не во время отчета Путина, а за два часа до него. Активисты объясняли в своей группе в Facebook, что «за час до приезда Путина все перекроют, и везде будут автоматчики и снайперы». В итоге протесты на улице оказались почти незаметны, а полиция задержала лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова и еще около 10 активистов.
Куда более бурно события развивались в самом зале заседаний. Путин опоздал на 15 минут, и заждавшиеся единороссы приветствовали его бурными аплодисментами. В оппозиции случился раскол: депутаты КПРФ и ЛДПР встали, а фракция «Справедливой России» осталась сидеть на своих местах, не аплодируя.
«Конечно, чувствуются в стране отзвуки обостренных эмоций. Но логика зрелой демократии состоит в том, что выборы завершаются, и после них всегда начинается более важный период работы. Надо смотреть в будущее», — спокойно отреагировал на столь разное восприятие Путин. В своем отчете премьер делал акцент на то, как эффективно Россия справилась с глобальным экономическим кризисом, и постоянно сравнивал различные показатели экономики с другими странами, показывая, что по некоторым она опережает Европу или Китай. Слова «в других странах» звучали в ходе отчета постоянно.
При этом больше половины времени доклада Путин уделил будущему и своим первым инициативам на посту президента. «В первом указе на новом посту представлю «дорожную карту» по всем своим инициативам, выдвинутым во время предвыборной кампании и во время этого выступления. Работа по ним уже практически началась», — говорил премьер, перечисляя пять основных приоритетов в своей будущей работе: «демографическая состоятельность» страны и рост населения, ограждение России от «внешних угроз», появление «системы рабочих мест», которая обеспечила бы рост экономики России, укрепление позиций России в мире и построение «новой экономики».
«Мир вступил в эпоху турбулентности, – добавил он, — Мы стоим на пороге новых глобальных экономических изменений, поэтому нам нужно строить экономику нового типа».
Путин хотел, чтобы Россия переместилась со 120-го на 20-е место по привлекательности инвестиционного климата и вышла на 5-е место в мире по ВВП, но не уточнил, как именно. Говоря об антикоррупционных инициативах, Путин потребовал, чтобы не только чиновники, но и руководство крупнейших госкомпаний, ректоры вузов и руководители крупных государственных медицинских центров ежегодно отчитывались о своих доходах и имуществе.
Большая часть перечисленных инициатив уже была названа Путиным в его предвыборных статьях минувшей зимой.
Многие депутаты Госдумы транслировали выступление Путина в Twitter, периодически встречая гневную реакцию интернет-пользователей: таким, например, оказался пассаж премьер-министра о том, что в России выполнена программа по благоустройству дорог в региональных центрах. Хотя еще накануне пресс-секретарь премьера анонсировал, что выступление премьера не продлится больше часа, Путин выступал полтора часа.
Неожиданности начались сразу по окончании доклада, когда фракциям предложили задать вопросы премьеру. В отличие от опыта прошлых лет, теперь парламентариев интересовали не столько вопросы хозяйства, сколько политические.
Коммунист Владимир Бортко предложил Путину убрать из Конституции слово «подряд» в той части, где речь идет о максимально допустимом количестве сроков.
«Сделать просто два срока – это разумно, мы должны подумать. Но мы же взрослые люди, понимаем, о чем говорим. Закон обратной силы не имеет – меня он не коснется. После этого срока я смогу работать еще следующие два… срока», — ответил Путин.
Это заявление было воспринято как намерение Путина руководить страной как минимум до 2030 года, в связи с чем пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков впоследствии был вынужден объяснять журналистам, что Путин просто отвечал на вопрос, а вовсе не выступал с подобными инициативами.
Вопросы ЛДПР касались интересов России в Ливии и взаимоотношений с НАТО, что дало Путину возможность говорить о национальных интересах и назвать Североатлантический альянс «атавизмом времен холодной мировой войны».
Скандал разразился, когда слово предоставили депутату от «Справедливой России» Елене Драпеко. «4 марта в городе Астрахань проходили выборы мэра, итогов которых наша партия не признает, так как они прошли с грубейшими нарушениями. В знак протеста против фальсификации наши товарищи с 16 марта держат голодовку. Только сейчас мы смогли получить записи с веб-камер, установленных на участках по вашей инициативе, и они свидетельствуют о том, что результаты выборов не соответствуют волеизъявлению избирателей. Просим вас дать свою личную оценку происходящему в Астрахани», — зачитала вопрос от фракции депутат Елена Драпеко.
На гладком лице Владимира Путина не дрогнул ни мускул.
«У правительства и президента нет права отменять результаты выборов», – сказал Путин, добавив, что не знаком с ситуацией в подробностях, но видел утром сюжет по федеральному телеканалу с заявлением астраханской прокуратуры о том, что проверка проведена и нарушения выявлены незначительные. После этого Путин предъявил экс-кандидату в мэры Астрахани Олегу Шеину заочную претензию: он до сих пор не обратился в суд. «Я никак не могу повлиять на эту ситуацию. Нет, если вы считаете, что президента нужно наделить таким правом (отменять результаты выборов. – «Газета.Ru»), то он просто-напросто погрязнет в спорах о нарушениях на этих выборах.
Если нарушения такие, которые могут поставить под сомнение результаты, то суд должен дать основания для отмены. Что голодать-то, если в суд не обращался», – укорял «эсеров» Путин.
После этого лидер фракции Сергей Миронов поднялся со своего места, остальные депутаты фракции последовали его примеру и в считаные минуты покинули зал. На выходе они признавались, что специально демарш не планировали. «Нас поразил цинизм, с которым Путин ответил на этот вопрос: как он не вдавался в детали этой ситуации, если мы знаем, что он говорил о ней с губернатором Жилкиным и Сергеем Мироновым?» — разводил руками депутат Александр Агеев. «Он видел все документы. Судя по его ответу, он вообще не представляет себе, что такое работа внизу, на земле», — обрушился на премьера депутат.
Мятежная фракция удалилась на срочное совещание с единственным вопросом «что делать дальше?», а вице-спикер Николай Левичев и Миронов вернулись в зал, чтобы задать еще вопросы и выступить. «Вон у нас Николай Владимирович (Левичев – «Газета.Ru») то входит в зал, то выходит, даже кресла меняет», — съехидничал спикер Госдумы Сергей Нарышкин.
Эсеры совещались около четверти часа, решив в итоге, что, пока Путин не покинет стен Госдумы, в зал фракция не вернется, за исключением Сергея Миронова, который зайдет, чтобы выступить и еще раз сказать Путину в лицо о ситуации в Астрахани. Фракция в итоге решила ехать в Астрахань всем составом уже в субботу. Миронов тем временем отказался читать заранее заготовленную речь в зале. «Когда сегодня 27-е сутки люди в Астрахани голодают и они действительно, к сожалению, готовы идти до конца, мы не понимаем, почему вы не нашли времени разобраться в деталях, как вы сказали», — бросил Путину политик, всегда считавшийся личным другом премьера и избранного президента.
Окончание доклада Путина проходило в гораздо менее доброжелательной атмосфере, чем начало: премьер-министр заметно нервничал, активно жестикулировал, постоянно повышал голос на депутатов и накричал на коммунистов из-за особенностей советского животноводства. Сперва Путин назвал советскую птицу «синюшными цыплятами», «крыльями советов», что вызвало крики недовольства со стороны Компартии, а потом и вовсе неожиданно для всех вступил в полемику с депутатами от КПРФ.
«Не было в России мясного животноводства! Не было! — восклицал Путин. — Были эти «мясные электрички» зеленые, пахнущие мясом, а мяса мало было, потому что это молочная скотина была!»
На выступление Сергея Миронова, который объявил, что выезжает в Астрахань, чтобы поддержать Шеина, а также предупредил Путина, что оппозиция – это в России теперь навсегда и не считаться с ней невозможно, Путин отреагировал и вовсе холодно.
«По поводу выборов в Астрахани. В компетенцию председателя правительства и президента не входит оценка выборов. Мы должны уважать друг друга, слушать и слышать», — закончил Путин свое выступление в Госдуме.